СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ
на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию на территории Ставропольского края
г. Ставрополь | 30 декабря 2013 года |
Министерство здравоохранения Ставропольского края в лице министра здравоохранения Ставропольского края Мажарова Виктора Николаевича,
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края в лице исполняющего обязанности директора Трошина Сергея Петровича,
общество с ограниченной ответственностью «Ингосстрах-М» в лице директора филиала ООО «СК «Ингосстрах-М» в г. Ставрополе – «ЭМЭСК» –руководителя Южного регионального центра Лавриненко Анатолия Филипповича, действующего на основании доверенности от 15.04.2013 № 03-332/13,
закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» в лице директора филиала ЗАО МСК «Солидарность для жизни» в Ставропольском крае Макоевой Таиры Агубеевны, действующей на основании доверенности от 21.12.2013 № 129,
региональная общественная организация «Ассоциация медицинских работников Ставрополья» в лице президента Земцова Михаила Алексеевича,
Ставропольская краевая организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в лице председателя Кривко Александра Ивановича, вместе именуемые сторонами, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заключили настоящее соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Ставропольского края (далее – тарифное соглашение) о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Предметом тарифного соглашения является установление тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования (далее соответственно – тариф, ОМС) на территории Ставропольского края.
1.2. Настоящее тарифное соглашение регулирует правоотношения сторон, а также страховых медицинских и медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на соответствующий финансовый год, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (далее соответственно – страховая организация, медицинская организация, Территориальная программа), возникающие при формировании тарифов и их применении в рамках реализации территориальной программы ОМС.
1.3. Настоящее тарифное соглашение устанавливает общие принципы и порядок формирования тарифов, формирование затрат в тарифах, порядок и условия применения тарифов, в том числе порядок урегулирования разногласий, возникающих при формировании и применении тарифов, общие требования к формированию информации об оказанной медицинской помощи и тарифы на соответствующий финансовый год.
1.4. Настоящее тарифное соглашение и тарифы применяются для расчетов за медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Ставропольского края лицам, а также для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации лицам, по видам медицинской помощи, установленным базовой программой ОМС.
2. Общие принципы и порядок формирования тарифов
2.1. Формирование тарифов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом нижеследующего:
структура тарифов установлена Федеральным законом и Территориальной программой на соответствующий финансовый год;
способы оплаты медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, устанавливаются Территориальной программой на соответствующий финансовый год;
тарифы формируются с учетом нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевого норматива финансового обеспечения и включают виды затрат (расходов), компенсируемых средствами ОМС согласно Территориальной программе на соответствующий финансовый год (включенных в структуру тарифов).
2.2. Тарифы рассчитываются комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае (далее – Комиссия) в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее – Правила):
на одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения, в том числе на одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме;
на одно обращение в связи с заболеванием;
на одно обращение в связи с проведением диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан;
на один вызов скорой медицинской помощи;
на медицинскую услугу по видам медицинских услуг, определенным Территориальной программой на соответствующий финансовый год, или стоматологических лечебно-диагностических услуг, оказываемых за счет средств ОМС;
за законченный случай оказания медицинской помощи, включенный в клинико-статистическую группу (далее соответственно – тариф КСГ, КСГ);
на основе подушевого норматива финансирования на прикрепившихся к медицинской организации застрахованных лиц (далее – ПдНФ).
2.3. Тарифы формируются с учетом нормативных показателей использования коечного фонда, норм нагрузки на одну врачебную должность и норм времени, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерством здравоохранения Ставропольского края (далее – министерство), расчетных норм времени, установленных на основании проведенного хронометража или иных объективных данных о необходимых затратах времени, а также норм времени, установленных настоящим тарифным соглашением.
Тарифы учитывают стоимость поэтапно внедряемых Министерством здравоохранения Российской Федерации стандартов медицинской помощи (далее – СМП), а также стоимость набора медицинских услуг, оказываемых при заболеваниях, на которые Министерством здравоохранения Российской Федерации СМП не установлены, применительно к порядкам оказания медицинской помощи.
2.4. Для расчета тарифа обращения в связи с заболеванием применяется коэффициент относительной стоимости обращения (КфОС), рассчитываемый как произведение поправочных коэффициентов кратности посещений в обращении и относительных коэффициентов стоимости посещения различных специалистов, а также включенных в его стоимость медицинских услуг, на основании данных медицинской статистики или персонифицированного учета сведения об оказанной по ОМС медицинской помощи, с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Расчет тарифа обращения в связи проведением диспансеризации отдельных категорий граждан производится согласно определенному Министерством здравоохранения Российской Федерации перечню осмотров и исследований, выполняемых при их проведении (стандарту законченного случая диспансеризации или осмотра).
2.5. Для расчета тарифа КСГ применяется коэффициент относительной затратоемкости (КфОЗ) по КСГ, рассчитываемый как отношение затратоемкости отдельной группы заболеваний к базовой ставке финансового обеспечения медицинской помощи (средней стоимости одного случая лечения заболевания), установленной настоящим тарифным соглашением, с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.6. Тарифы дифференцируются по видам и условиям оказания медицинской помощи, по профилям врачебных специальностей, методам лечения, цели обращения за медицинской помощью, а также в зависимости от возраста пациента с учетом уровня оказания медицинской помощи и ее затратоемкости, типа медицинской организации.
Тарифы дифференцируются способом установления настоящим тарифным соглашением дифференцированных базовых тарифов или способом применения к базовому тарифу коэффициентов дифференциации, установленных настоящим тарифным соглашением.
2.7. Для дифференциации базовых тарифов в случае установления настоящим тарифным соглашением соответствующих коэффициентов могут применяться следующие коэффициенты дифференциации:
коэффициент уровня оказания медицинской помощи (КфУР), которым учитывается ресурсоемкость применяемой технологии лечения в зависимости от оснащенности медицинской организации, уровня квалификации персонала медицинской организации, типа медицинской организации и т.п.;
коэффициент потребления медицинской помощи (КфПТ), которым учитывается ресурсоемкость оказываемой медицинской помощи в зависимости от возраста пациента с учетом его половой принадлежности;
коэффициент сложности курации пациента (КфСК), которым учитывается сложность лечения пациента и ресурсоемкость оказываемой медицинской помощи в зависимости от возраста пациента с учетом его половой принадлежности, наличия сопутствующего заболевания, опасных для жизни состояний, осложнений основного заболевания, тяжести состояния пациента, создания в отдельных случаях по медицинским показаниям особых условий наблюдения за пациентом;
коэффициент затратоемкости оказания медицинской помощи (КфЗТ), которым учитываются индивидуальные особенности организации оказания медицинской помощи в данной медицинской организации или на данной территории, транспортная доступность медицинской организации и расселение прикрепленного населения или индивидуальная потребность в увеличении (уменьшении) финансового обеспечения расходов при оказании медицинской помощи, обусловленная объективными причинами;
коэффициент управленческой коррекции (КфУК), которым тарифы дифференцируются в целях, установленных Территориальной программой на соответствующий финансовый год.
2.8. На основе установленных настоящим тарифным соглашением тарифов в зависимости от разрешенных медицинской организации видов медицинской деятельности и объемов медицинской помощи, установленных Комиссией, с применением к базовым тарифам установленных настоящим тарифным соглашением коэффициентов дифференциации медицинские организации формируют прейскурант тарифов.
Прейскурант тарифов предоставляется для проверки и использования при расчетах за медицинскую помощь по ОМС в страховые организации и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее – фонд) в электронном виде и на бумажном носителе не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения (изменения) тарифов или коэффициентов дифференциации по форме, установленной Комиссией.
Предоставляемый плательщику прейскурант тарифов на бумажном носителе должен быть прошит, пронумерован и скреплен подписью руководителя медицинской организации с приложением оттиска печати медицинской организации. Результаты проверки прейскуранта тарифов страховая организация или фонд удостоверяют подписью руководителя или иного уполномоченного лица с приложением оттиска печати плательщика. Прейскурант тарифов является неотъемлемой частью заключенного договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
3. Формирование затрат в тарифе
3.1. Средствами ОМС компенсируются включенные в структуру тарифов и обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС следующие расходы (затраты) медицинских организаций:
расходы на оплату труда (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты);
расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий;
расходы на приобретение мягкого инвентаря;
расходы на приобретение продуктов питания;
хозяйственные расходы.
3.2. Расчетная величина компенсируемых средствами ОМС затрат в структуре тарифов определяется Комиссией при рассмотрении тарифов по видам расходов с учетом вида и условий оказания медицинской помощи, по профилям врачебных специальностей, методам лечения, цели обращения за медицинской помощью, а также в зависимости от возраста пациента с учетом уровня оказания медицинской помощи и ее затратоемкости, типа медицинской организации.
Расчетная величина компенсируемых средствами ОМС затрат в структуре тарифов используется при формировании базовых тарифов и коэффициентов дифференциации, при формировании стоимости законченного случая лечения и при расходовании средств ОМС медицинскими организациями.
По каждому базовому тарифу и (или) профилю медицинской помощи при установлении базовых тарифов определяется доля расходов по статьям (группам) затрат.
3.3. Расходы по каждому виду тарифов осуществляются в соответствии с установленной настоящим тарифным соглашением структурой тарифов с учетом особенностей, отраженных в настоящем тарифном соглашении. При расходовании средств, предназначенных на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, а также на приобретение продуктов питания, медицинские организации обеспечивают установленное назначение этих средств не ниже доли указанных затрат в структуре тарифов.
3.4. В целях описания структуры тарифов и реализации настоящего тарифного соглашения используются терминология, группировка расходов и их классификация по статьям (подстатьям) или группам расходов согласно классификации операций, осуществляемых в секторе государственного управления, устанавливаемой приказами Министерства финансов Российской Федерации.
3.5. Расчетная величина расходов на оплату труда в медицинских организациях определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений здравоохранения Ставропольского края, утвержденным приказом министерства от 27.10.2008 № 01-05/388 (далее – Положение), Положением об оплате труда руководителей бюджетных, казенных и автономных государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Ставропольского края, утвержденным приказом министерства от 12.11.2008 № 01-05/413.
3.6. При расчете величины компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда учитывается потребность в финансовом обеспечении выплаты заработной платы персоналу, непосредственно участвующему в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), подлежащей оплате за счет средств ОМС согласно настоящему тарифному соглашению, в том числе вспомогательного медицинского персонала (далее – медицинский персонал), согласно порядкам оказания медицинской помощи, нормативным показателям использования коечного фонда, нормам нагрузки на одну врачебную должность, нормам времени и т.д. исходя из объемов медицинской помощи по ОМС, установленных Комиссией.
3.7. Расходы на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и иного персонала, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи по ОМС, но необходимого для обеспечения деятельности медицинской организации (далее –общеучрежденческий персонал) включаются в состав компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда пропорционально доле медицинской помощи по ОМС в общем объеме оказываемых в медицинской организации услуг.
3.8. Расходы на оплату труда медицинского персонала, не участвующего в оказании медицинской помощи по ОМС, и общеучрежденческого персонала, не участвующего в обеспечении оказания медицинской помощи по ОМС либо в части, превышающей долю обусловленных оказанием медицинской помощи по ОМС расходов по оплате труда общеучрежленческого персонала, а также выплаты персоналу, не обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС, средствами ОМС не компенсируются и в состав расходов на оплату труда не включаются.
3.9. В состав компенсируемых средствами ОМС расходов на заработную плату включаются:
выплаты по должностным окладам (тарифным ставкам);
повышение должностного оклада по занимаемой должности, устанавливаемое работникам в зависимости от отнесения к квалификационному уровню;
надбавки к должностному окладу в соответствии с действующей в медицинской организации системой оплаты труда;
выплаты компенсационного характера, обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС;
выплаты стимулирующего характера, обусловленные достижением работником показателей и критериев эффективности при оказании медицинской помощи по ОМС, с учетом показателей эффективности деятельности медицинской организации, в том числе премии (за качество выполняемых работ, выплаты по итогам работы, за выполнение особо важных и ответственных (срочных) работ, премирование руководителей).
3.10.Кроме того, в состав компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда включаются расходы по осуществлению не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций работникам, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – прочие выплаты), в том числе:
суточные при служебных командировках;
ежемесячные компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, назначаемые и выплачиваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;
компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, работникам медицинских организаций, занятым на работах с вредными условиями труда, аттестованных в установленном порядке1 .
3.11.Расходы на оплату труда работников медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в том числе федеральных казенных учреждений здравоохранения, участвующих в оказании медицинской помощи по ОМС, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в ведомственном подчинении которых находятся соответствующие казенные учреждения. При этом финансовое обеспечение расходов на оплату труда в объеме, превышающем поступившие за оказанную по ОМС медицинскую помощь средства, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
3.12.Расходы по начислениям на оплату труда учитываются при расчете величины расходов на оплату труда в установленном законодательством Российской Федерации размере в процентах к фонду оплаты труда по следующим видам начислений:
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование;
страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по ставке 0,2 процента);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
3.13.Экономия финансовых средств, предусмотренных для расходов по оплате труда, сложившаяся по результатам фактически произведенных медицинской организацией выплат, может быть направлена на иные расходы, включенные в структуру тарифов.
3.14.В тарифы включаются расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания медицинской помощи по ОМС (далее – расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий), которые включают в себя затраты медицинской организации по приобретению:
лекарственных препаратов и иных лекарственных средств, используемых для оказания медицинской помощи по ОМС (в том числе питательных смесей для энтерального питания), медицинских изделий;
кровезаменителей;
реактивов и химикатов, стекла и химпосуды (в том числе тары лекарственных средств, изготавливаемых в медицинской организации для обеспечения собственного лечебного процесса);
медицинских инструментов со сроком полезного использования менее 12 месяцев (под медицинским инструментарием подразумеваются продукция медицинского назначения, относимая «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденным постановлением Госстрандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, по коду 943000 «Инструменты медицинские» 2, кроме кодов 943830 «Изделия коррегирующие», 943950 «Инструменты для ветеринарии»);
средств для дезинфекции медицинского инструментария и оборудования, обработки кожных покровов;
перевязочных средств в соответствии с рекомендованными нормативами потребления, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.08.1985 № 1145;
медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, медицинских инструментов, предназначенных для восстановления, замены, изменения анатомического строения или физиологических функций организма, других расходных материалов, включенных в СМП;
медицинских изделий и других расходных материалов разового использования при оказании медицинских услуг, в числе которых:
1) бумага со специальными чувствительными слоями;
2) бумага и картриджи, применяемые в медицинском оборудовании при оказании медицинских услуг;
3) гели и средства контактные для диагностики;
4) кислород для медицинских целей;
5) простыни, пеленки, памперсы (подгузники) бумажные и другое абсорбирующее белье при оказании медицинской помощи детям, пациентам отделений реанимации и иным пациентам, имеющим ограничения к самообслуживанию или передвижению, а также пациентам с различными формами недержания мочи и кала;
6) халаты, шапочки, бахилы медицинские и т.п.;
7) другие медицинские изделия и расходные материалы разового использования при оказании медицинских услуг.
3.15.За счет средств ОМС приобретаются лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Перечень ЖНиВЛП), и медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
За счет средств ОМС могут приобретаться иные лекарственные препараты, предусмотренные формулярами лекарственного обеспечения лечебного процесса, разрабатываемыми медицинскими организациями (или формулярными комиссиями медицинских организаций) на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, СМП и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Расходы на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНиВЛП или в разработанные медицинской организацией формуляры, производятся при оказании медицинских услуг пациентам в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации, оформленным соответствующим протоколом, а при экстренных и неотложных состояниях – в соответствии с решением заместителя главного врача по лечебной работе, зафиксированным в медицинской документации.
3.16.За счет средств ОМС, предусмотренных в структуре тарифов для расходов на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, не компенсируются следующие затраты по приобретению:
прочих материальных запасов, не потребляемых полностью в процессе оказания медицинской помощи по ОМС и не указанных в пункте 3.14 настоящего тарифного соглашения;
дезинфекционных средств на хозяйственные нужды, а также для проведения санитарно-эпидемиологических и дезинфекционно-стерилизацион-ных мероприятий.
Вышеуказанные расходы осуществляются за счет средств, предусмотренных в структуре тарифов для компенсации хозяйственных расходов медицинской организации, или иных средств.
3.17.В тарифы включаются расходы на приобретение мягкого инвентаря для пациентов и медицинского персонала медицинской организации в соответствии с табелем оснащения и нормами бесплатной выдачи санитарной одежды (с учетом приказов Министерства здравоохранения СССР от 29.01.1988 № 65, от 15.09.1988 № 710).
Экономия финансовых средств, предусмотренных для расходов на приобретение мягкого инвентаря, сложившаяся по результатам фактически произведенных медицинской организацией затрат, может быть направлена на иные расходы, включенные в структуру тарифов.
3.18.В тарифы включаются расходы на приобретение продуктов питания для обеспечения питанием пациентов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе специализированных продуктов детского питания (молочных смесей) детям первых двух лет жизни, находящимся на прикорме и искусственном вскармливании, специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых технологической обработке (белковых композитных сухих смесей), а также для обеспечения выдачи молока работникам медицинских организаций, занятым на работах с вредными условиями труда, аттестованных в установленном порядке 3.
Расходы по организации питания пациентов при отсутствии организованного питания в медицинской организации помимо финансового обеспечения, предусмотренного в структуре тарифов для компенсирования расходов на приобретение продуктов питания, компенсируются в составе расходов на оплату труда и хозяйственных расходов.
3.19.С целью предоставления медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе СМП за счет средств ОМС, фактически поступивших в медицинскую организацию через структуру тарифов, осуществляются расходы по оплате диагностических (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования или их недостаточности), консультативных 4 и иных медицинских услуг, заказываемых в других медицинских организациях. Взаиморасчеты медицинских организаций осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании заключаемых договоров.
Расходы по оплате стоимости диагностических, консультативных и иных медицинских услуг, производимых в других медицинских организациях, компенсируются в структуре тарифов средствами, предусмотренными для расходов на оплату труда, расходов по приобретению лекарственных средств и медицинских изделий, расходов по приобретению мягкого инвентаря, продуктов питания и хозяйственных расходов 5.
3.20.В состав компенсируемых за счет средств ОМС затрат на оказание медицинской помощи кроме того, включаются необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации следующие хозяйственные расходы:
расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов;
прочие расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, за исключением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных, изыскательских и иных видов работ, связанных с работами по проектированию, строительству или контролю за реконструкцией, строительством, ремонтом объектов капитального строительства;
расходы на арендную плату за пользование имуществом;
расходы по оплате программного обеспечения и прочих услуг;
социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации;
прочие расходы, в том числе расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, различного рода платежей в бюджеты всех уровней;
расходы по увеличению стоимости материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи;
расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) 6 стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
3.21.Кредиторская задолженность, сформировавшаяся при осуществлении хозяйственных расходов в периоды до перевода медицинской организации на преимущественно одноканальное финансирование в системе ОМС, не подлежит погашению за счет средств, поступивших в медицинскую организацию через структуру тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
3.22.Экономия финансовых средств, предусмотренных для хозяйственных расходов, сложившаяся по результатам фактически произведенных медицинской организацией затрат, может быть направлена на иные расходы, включенные в структуру тарифов.
3.23.Расходы, осуществляемые медицинской организацией за счет средств ОМС, не включают в себя затраты на приобретение:
лекарственных средств для льготного обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении;
оптических стекол и оправ;
вакцин, используемых при проведении профилактических прививок в рамках Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
вакцин, используемых для проведения массовой туберкулинодиагностики в соответствии с законодательством о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации;
донорской крови и ее компонентов;
материалов для зубопротезирования;
лекарственных средств для научных исследований, клинических исследований лекарственных препаратов, лекарственных средств и медицинских изделий для клинических испытаний медицинских изделий;
иных расходов, для которых предусмотрены иные, нежели средства ОМС, источники финансового обеспечения, или расходов, не обусловленных оказанием медицинской помощи по ОМС.
3.24.Расходы медицинских организаций, не предусмотренные Территориальной программой в структуре тарифов, осуществляются:
федеральными казенными, бюджетными или автономыми учреждениями, государственными автономными или бюджетными учреждениями – за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, а бюджетными или автономными – и за счет иных средств;
иными медицинскими организациями, в том числе иных форм собственности – за счет иных средств.
4. Порядок и условия применения тарифов
4.1. Тарифы применяются с даты, определенной настоящим соглашением (далее – дата введения тарифов), и действуют в течение финансового года. При введении в течение финансового года новых тарифов ранее действовавшие тарифы не подлежат применению.
4.2. Тарифы применяются в соответствии с правилами, установленными настоящим разделом тарифного соглашения. При формировании стоимости законченного случая оказания медицинской помощи применяются тарифы, действующие на момент окончания лечения.
4.3. Срок действия тарифов может быть продлен на срок до трех лет, о чем сторонами заключается дополнительное соглашение к настоящему соглашению.
4.4. Базовые тарифы могут индексироваться способом введения соответствующих коэффициентов. При установлении коэффициентов индексации базовые тарифы применяются с соответствующим коэффициентом с даты его введения.
4.5. Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) или фельдшером, осуществляется по ПдНФ в сочетании с оплатой за законченный случай оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.
4.6. По тарифу ПдНФ оплачивается первичная врачебная и доврачебная медико-санитарная помощь застрахованным на территории Ставропольского края лицам, прикрепившимся к медицинской организации для обслуживания в установленном порядке на основании данных регионального сегмента единого регистра застрахованных в системе ОМС лиц (далее – ЕРЗ) по состоянию на первое число отчетного месяца.
До момента реализации застрахованным лицом права на выбор медицинской организации и врача (фельдшера), оказывающего первичную медико-санитарную помощь, прикрепившимися для обслуживания считаются застрахованные лица, проживающие на обслуживаемом участке и находящиеся на медицинском обслуживании врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) или фельдшером согласно записям в первичной медицинской документации за текущий и предшествующий текущему годы.
4.7. Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) или фельдшером лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, осуществляется за законченный случай оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.
4.8. Оплата первичной специализированной медико-санитарной помощи, диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан осуществляется за законченный случай оказания медицинской помощи.
4.9. Законченный случай оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, кроме случаев, установленных пунктом 4.18 настоящего тарифного соглашения, предъявляется к оплате по установленным настоящим тарифным соглашением тарифам обращения или посещения, а также по тарифам медицинских услуг, не включенных в тариф обращения или посещения, согласно настоящему тарифному соглашению.
4.10.Посещение – это контакт пациента с врачом по любому поводу с последующей записью в медицинской карте амбулаторного больного (назначение лечения, записи динамического наблюдения, постановка диагноза и другие записи на основании наблюдения за пациентом). Посещение среднего медицинского персонала подлежит оплате в случае ведения самостоятельного приема с последующей записью в медицинской карте амбулаторного больного.
4.11.В целях реализации настоящего тарифного соглашения применяется следующая классификация посещений по цели обращения за медицинской помощью:
4.11.1.Посещение в связи с заболеванием – посещение пациентом амбулаторно-поликлинического учреждения, соответствующего структурного подразделения больничного учреждения или другой медицинской организации, в том числе оказывающего специализированную медицинскую помощь, в связи с заболеванием, включая необходимые диагностические обследования и консультации врачей-специалистов (при оказании медицинской помощи, не требующей экстренных или неотложных мероприятий), в том числе посещение по поводу заболевания пациента на дому врачом или средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием.
4.11.2.Посещение по поводу процедур, манипуляций – посещение среднего медицинского персонала, ведущего самостоятельный прием, по поводу процедур или манипуляций, сопровождаемое назначением и(или) выполнением лечения, записями динамического наблюдения, постановкой диагноза и другими записями в медицинской документации на основании наблюдения за пациентом. Если при посещении или обращении в связи с заболеванием одновременно выполняется процедура (манипуляция), посещение по поводу процедур, манипуляций оплате не подлежит.
4.11.3.Профилактическое посещение – посещение, не связанное с заболеванием, в том числе:
осмотр отдельных контингентов здорового населения (дети первых шести лет жизни, школьники, подростки (юноши и девушки), женщины с нормально протекающей беременностью);
посещение по поводу проведения прививок в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и иными нормативными документами;
осмотр здорового населения.
4.11.4.Диспансерное посещение – случай поликлинического обслуживания, связанный с диспансерным приемом здоровых граждан, наблюдением за больными хроническими или отдельными формами острых заболеваний, а также посещения диспансерным контингентом в период ремиссии, в связи с оформлением документов для медико-социальной экспертизы или санаторно-курортного лечения.
4.11.5.Патронаж – активное посещение диспансерных больных по инициативе врача (среднего медицинского персонала, ведущего самостоятельный прием), наблюдение на дому беременных и матерей в первое время после родов, наблюдение новорожденных и детей до трех лет жизни.
4.11.6.Консультативное посещение – случай поликлинического обслуживания, выполненный по направлению лечащего врача к врачу-специалисту по поводу уточнения диагноза, обследования, лечения или коррекции всей тактики ведения больного внутри одной медицинской организации.
4.11.7.Посещение при оказании неотложной помощи – случай оказания медицинской помощи в неотложной форме больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, в том числе на дому.
4.11.8.Посещение, выполненное мобильной медицинской бригадой – случай оказания амбулаторной медицинской помощи мобильной медицинской бригадой жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий 7.
4.11.9.Прочее посещение – посещение, не связанное с заболеванием и обследованием пациента (для повторной выписки рецепта, закрытия листка нетрудоспособности по уходу за больным и т.п.).
4.12.Два и более посещения в один день к врачу (специалисту со средним медицинским образованием, ведущему самостоятельный прием) одной специальности (профиля) в одной медицинской организации предъявляются к оплате в случаях, установленных пунктом 4.13 настоящего тарифного соглашения, как одно посещение, кроме посещений к врачам центров здоровья или повторных посещений для определения показаний к госпитализации, операции, консультациям в других медицинских организациях, которые предъявляются к оплате по установленному настоящим тарифным соглашением тарифу посещения.
Оплате как посещение не подлежат консультации врачами поликлиник больных, находящихся на лечении в стационарных условиях, при наличии в структуре медицинской организации (отделения медицинской организации, оказывающего медицинскую помощь в стационарных условиях) врачей соответствующего профиля.
4.13.При расчетах за оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях как законченный случай оказания медицинской помощи по тарифу посещения оплачиваются следующие случаи оказания медицинской помощи:
однократного посещения пациентом медицинской организации в связи с заболеванием или с иной целью;
посещения при наблюдении здоровых детей первого года жизни;
проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров несовершеннолетних в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
проведения профилактических медицинских осмотров совершеннолетних студентов и учащихся образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования дневной формы обучения;
выполнения диспансерного наблюдения беременных женщин;
посещения при диспансерном наблюдении (включая необходимые диагностические исследования);
посещения по поводу проведения прививок в соответствии с Национальным календарем прививок и Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, иными нормативными документами (финансовое обеспечение приобретения иммунобиологических препаратов предоставляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации).
4.14.Случай оказания медицинской помощи в связи с заболеванием, включая необходимые диагностические обследования и консультации врачей-специалистов, предъявляется к оплате по установленному настоящим тарифным соглашением тарифу обращения в связи с заболеванием, кроме случаев однократного посещения пациентом медицинской организации, который предъявляется к оплате в соответствии с пунктом 4.13 настоящего тарифного соглашения. Посещения, выполненные находящемуся на амбулаторном лечении в медицинской организации пациенту, оплате дополнительно к тарифу обращения не подлежат, кроме посещений к врачам центров здоровья.
4.15.Если при оказании амбулаторной медицинской помощи пациенту было выполнено хирургическое вмешательство, оказанная медицинская помощь предъявляется к оплате по тарифу обращения, при этом в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указывается код хирургического вмешательства в соответствии с кодом Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура).
4.16.Случай оказания медицинской помощи в связи с проведением мероприятий по диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью предъявляется к оплате по установленному настоящим тарифным соглашением тарифу обращения при условии выполнения стандарта законченного случая соответствующей диспансеризации, установленного Министерством здравоохранения Российской Федерации, или ее первого этапа и при необходимости дополнительных консультаций и исследований.
Если по основаниям, установленным порядком проведения соответствующей диспансеризации, ребенку проведены дополнительные консультации и исследования, указанная медицинская помощь предъявляется к оплате по тарифу посещения соответствующего врача-специалиста дополнительно к тарифу обращения в связи с проведением диспансеризации.
4.17.Случай оказания медицинской помощи в связи с проведением мероприятий по диспансеризации взрослого населения предъявляется к оплате при условии выполнения стандарта законченного случая соответствующего этапа диспансеризации, установленного Министерством здравоохранения Российской Федерации:
по итогам первого этапа диспансеризации – по установленной настоящим тарифным соглашением стоимости обращения;
по итогам второго этапа диспансеризации – как совокупная стоимость выполненных для достижения результата обращения за медицинской помощью посещений и медицинских услуг.
4.18. Оплата медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях подразделениями амбулаторно-поликлинических учреждений или других медицинских организаций, расположенными в образовательных организациях (далее – ДШО), осуществляется по установленным настоящим тарифным соглашением ПдНФ в расчете на численность обслуживаемого по состоянию на первое число отчетного месяца соответствующим подразделением застрахованного населения.
В реестры обслуживаемого населения подлежат включению обслуживаемые ДШО застрахованные лица, обучающиеся в образовательных организациях, за исключением обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования и лиц, застрахованных на территории иных субъектов Российской Федерации.
При выявлении в реестрах обслуживаемого населения дублирующих записей об обслуживаемых лицах, также в случае предъявления на оплату медицинской помощи лицам старше восемнадцати лет, обоснованность предъявления к оплате медицинской помощи, предоставляемой ДШО, подтверждается медицинской организацией по запросу плательщика в процессе контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
4.19.Оплата медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях ДШО лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, осуществляется по тарифам обращения или посещения, а также медицинских услуг по перечню медицинских услуг, установленных настоящим тарифным соглашением.
4.20.Законченный случай оказания стоматологической помощи предъявляется к оплате как совокупная стоимость оказанных врачами-стоматологами и зубными врачами пациенту для достижения результата обращения за медицинской помощью стоматологических лечебно-диагностических услуг.
Медицинская услуга предъявляется к оплате в случае, если соответствующая медицинская услуга не является составляющей частью оказанной пациенту комплексной медицинской услуги – приема (осмотра, консультации) врача стоматолога или зубного врача.
4.21.Оплата специализированной медицинской помощи, предоставляемая в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, оказываемую за счет средств ОМС 8, осуществляется за законченный случай оказания медицинской помощи.
4.22.Законченный случай оказания специализированной медицинской помощи, предъявляется к оплате по тарифу КСГ, а в установленных пунктами 4.29 – 4.31 настоящего тарифного соглашения случаях – за фактическое количество дней лечения пропорционально тарифу КСГ.
Законченный случай оказания специализированной медицинской помощи, предоставляемой в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, предъявляется к оплате по тарифу КСГ при условии достижения результата обращения за медицинской помощью.
4.23.Изменение условий оказания специализированной медицинской помощи (перевод пациента из стационара в дневной стационар и наоборот одной медицинской организации) не прерывает течение случая оказания медицинской помощи.
Данный законченный случай оказания медицинской помощи предъявляется к оплате по тарифу КСГ условий, в которых преимущественно (по длительности фактического пребывания) оказывалась медицинская помощь.
4.24.Если при оказании специализированной медицинской помощи пациенту было выполнено хирургическое вмешательство, оказанная медицинская помощь предъявляется к оплате по тарифу хирургической КСГ.
Отнесение случая лечения к КСГ осуществляется в соответствии с кодом Номенклатуры по справочнику, установленному Комиссией, при этом в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указывается код хирургического вмешательства согласно вышеуказанному справочнику.
Если в течение одного случая оказания специализированной медицинской помощи пациенту было оказано несколько хирургических вмешательств, случай оказания медицинской помощи предъявляется на оплату по тарифу хирургической КСГ большей стоимости (тарифу КСГ, которая имеет более высокий коэффициент относительной затратоемкости (КфОЗ)). При этом в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указываются коды всех выполненных пациенту хирургических вмешательств согласно вышеуказанному справочнику и(или) Номенклатуре.
4.25.В случаях, предусмотренных правилами группировки КСГ 9, отнесение хирургического случая оказания специализированной медицинской помощи к той или иной КСГ осуществляется с учетом дополнительных критериев группировки: клинического и (или) сопутствующих диагнозов, а также пола, возраста пациента (комбинированная группа КСГ). При этом в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указывается код хирургического вмешательства согласно установленному Комиссией справочнику.
4.26.Если при оказании специализированной медицинской помощи пациенту не выполнялось хирургическое вмешательство, законченный случай оказания медицинской помощи предъявляется к оплате по тарифу терапевтической КСГ, а случаях, предусмотренных правилами группировки КСГ, – по тарифу соответствующей комбинированной КСГ.
Отнесение случая лечения к КСГ осуществляется по справочнику, установленному Комиссией, в соответствии с кодом клинического диагноза согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, принятой 43-й Всемирной Ассамблеей Здравоохранения (далее – МКБ-Х), при этом в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указывается код МКБ-Х согласно вышеуказанному справочнику и, при необходимости, код МКБ-Х сопутствующих диагнозов.
4.27.В случае, если пациенту оказывалось оперативное лечение, но тариф хирургической КСГ, к которой подлежит отнесению случай лечения согласно настоящему пункту, меньше тарифа терапевтической КСГ, к которой его можно было бы отнести в соответствии с кодом МКБ-Х, случай предъявляется к оплате по тарифу терапевтической КСГ (при отсутствии подлежащей применению согласно правилам группировки КСГ комбинированной КСГ). В этом случае в реестре счетов на оплату медицинской помощи по ОМС указывается код хирургического вмешательства согласно справочнику, установленному Комиссией.
4.28.Законченный случай повторного оказания медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара по тому же поводу в течение 90 дней после окончания лечения предъявляется к оплате по тарифу КСГ с коэффициентом 0,5, кроме следующих случаев:
прогрессирования заболевания, обусловленного невыполнением пациентом предписанного ему режима или медикаментозной терапии;
закономерного прогрессирования заболевания (патологического процесса);
нарушения в преемственности ведения больного, допущенного на последующем этапе оказания медицинской помощи другой медицинской организацией;
проведения очередного этапа лечения или планового лечения после стабилизации состояния пациента;
проведения в стационарных условиях медицинских манипуляций или сложных методов лечения после подбора целевых доз лекарственных препаратов;
проведения очередного курса терапии генно-инженерными препаратами ревматологическим пациентам.
Обоснованность оказания медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара ранее 90 дней после окончания лечения в случаях, установленных настоящим пунктом тарифного соглашения, подтверждается результатами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
4.29.Законченный случай оказания медицинской помощи в связи с родами предъявляется к оплате по тарифу КСГ «Родоразрешение» (CS004) или «Кесарево сечение» (HS005), а в случае лечения патологии беременности завершившегося родами – дополнительно за фактическое количество дней лечения патологии беременности пропорционально тарифу соответствующей КСГ, но не более тарифа соответствующей КСГ.
Для определения стоимости одного дня лечения в тарифе КСГ используется средняя длительность лечения по КСГ (с отнесением КСГ к клинико-профильной группе), установленная настоящим тарифным соглашением.
Наличие показаний к оказанию медицинской помощи в связи с патологией беременности подтверждается результатами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
4.30.В случае недостижения результата обращения за медицинской помощью в связи со смертью пациента (в том числе в случае досуточной летальности, который предъявляется к оплате по стоимости одного дня лечения), выпиской по независящим от медицинской организации причинам или переводом пациента в другую медицинскую организацию, прерванный случай оказания медицинской помощи предъявляется к оплате за фактическое количество дней лечения пропорционально тарифу КСГ, но не более тарифа соответствующей КСГ.
Для определения стоимости одного дня лечения в тарифе КСГ используется средняя длительность лечения по КСГ (с отнесением КСГ к клинико-профильной группе), установленная настоящим тарифным соглашением.
4.31.Перевод пациента из отделения в отделение медицинской организации не прерывает течение случая оказания медицинской помощи, который предъявляется к оплате согласно правилам, указанным в пунктах 4.22 – 4.29 настоящего тарифного соглашения, по тарифу КСГ клинического диагноза или выполненного хирургического вмешательства, кроме случаев перевода, обусловленных возникновением нового заболевания или состояния, не являющегося следствием закономерного прогрессирования основного заболевания (процесса), внутрибольничной инфекции или осложнением основного заболевания.
В случае перевода пациента из отделения в отделение медицинской организации, обусловленного возникновением нового заболевания или состояния, не являющегося следствием закономерного прогрессирования основного заболевания (процесса), внутрибольничной инфекции или осложнением основного заболевания, ранее оказанная медицинская помощь (прерванный случай оказания медицинской помощи) предъявляется к оплате за фактическое количество дней лечения пропорционально тарифу КСГ, но не более тарифа соответствующей КСГ.
Для определения стоимости одного дня лечения в тарифе КСГ используется средняя длительность лечения по КСГ (с отнесением КСГ к клинико-профильной группе), установленная настоящим тарифным соглашением.
4.32.Расходы на медицинскую помощь, оказываемую в реанимационных отделениях медицинских организаций (палатах интенсивной терапии), входят в общий объем предоставляемой по соответствующему профилю медицинской помощи, которая компенсируется по тарифу КСГ.
С учетом особенностей организации оказания медицинской помощи для медицинской организации может быть утвержден тариф КСГ «Последствия воздействия внешних причин заболеваемости и смертности» (TS999). В этом случае оказанная пациенту медицинская помощь предъявляется к оплате как законченный случай оказания стационарной медицинской помощи по тарифу вышеуказанной КСГ при переводе пациента в другую медицинскую организацию по завершению реанимационных мероприятий.
4.33.При наличии у пациента сопутствующего заболевания, опасных для жизни состояний, осложнений основного заболевания, тяжести состояния пациента, создания в отдельных случаях по медицинским показаниям особых условий наблюдения за пациентом (развертывание индивидуального поста по медицинским показаниям, предоставление спального места и питания, при совместном нахождении с ребенком одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя и т.п.), а также с учетом сложности лечения пациента, связанной с возрастом, случай оказания специализированной медицинской помощи предъявляется к оплате с применением коэффициента сложности курации пациента (КфСК), установленного настоящим тарифным соглашением.
Коэффициент сложности курации пациента (КфСК) применяется при наличии достаточных оснований и объективных причин увеличения стоимости оказанной пациенту специализированной медицинской помощи. При этом коэффициент сложности курации пациента (КфСК) в связи с сопутствующим заболеванием применяется, если указанный сопутствующий диагноз не учтен правилами группировки КСГ и в соответствии с СМП проводилось лечение сочетанной патологии, требующей активных лечебно-диагностических мероприятий, не предусмотренных СМП при основном заболевании.
Обоснованность применения коэффициента сложности курации пациента (КфСК) подтверждается результатами контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи.
4.34.Оплата питания одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя, госпитализированного по уходу за ребенком до четырех лет (за ребенком старше четырех лет при наличии медицинских показаний), производится дополнительно к тарифу КСГ за фактическое число дней, в течение которых ему было предоставлено спальное место и питание.
Оплата питания одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя осуществляется по компенсируемой средствами ОМС величине затрат на приобретение продуктов питания, рассчитываемой согласно доле указанных расходов в структуре базового тарифа КСГ.
4.35.Законченный случай оказания специализированной медицинской помощи пациентам, участвующим в клиническом исследовании лекарственного препарата, предъявляется к оплате по тарифу КСГ, установленному настоящим тарифным соглашением, с коэффициентом 0,2.
Обоснованность оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам, участвующим в клиническом исследовании лекарственного препарата, подтверждается результатами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
4.36.В случаях оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях персоналом медицинских организаций или их структурных подразделений (приемных отделений дневных стационаров или стационаров) для определения показаний к госпитализации пациентам, не подлежащим госпитализации, медицинская помощь предъявляется к оплате по тарифу посещения в приемном отделении.
Случай оказания медицинской помощи в приемном отделении считается законченным, если пациенту, не подлежащему госпитализации, оказана необходимая медицинская помощь, причины отказа в госпитализации и оказанная медицинская помощь зафиксированы в установленном порядке. Минимальным набором медицинских услуг, обосновывающим предъявление случая к оплате, является осмотр дежурным врачом и проведение необходимых для постановки диагноза лабораторно-инструментальных исследований.
4.37.Оплата скорой медицинской помощи догоспитального этапа осуществляется по установленным настоящим тарифным соглашением ПдНФ на численность обслуживаемого по состоянию на первое число отчетного месяца подразделением скорой медицинской помощи медицинской организации или медицинской организацией (далее – ПСМП) застрахованного населения в сочетании с оплатой за выполненный вызов скорой медицинской помощи (законченный случай оказания скорой медицинской помощи).
В реестры обслуживаемого населения подлежат включению проживающие на обслуживаемом ПСМП участке застрахованные лица на основании данных регионального сегмента ЕРЗ.
4.38.Вызов скорой медицинской помощи – это сообщение (обращение) о необходимости прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи в случаях, являющихся поводом к вызову скорой медицинской помощи согласно порядку, установленному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», зарегистрированное ПСМП в установленном порядке.
4.39.Законченный случай оказания скорой медицинской помощи предъявляется к оплате по тарифу вызова скорой медицинской помощи в зависимости от вида и профиля выездной бригады скорой медицинской помощи с учетом повода к вызову или его результата.
При наличии у пациента сопутствующего заболевания или осложнений основного заболевания, тяжести состояния пациента, законченный случай оказания скорой медицинской помощи предъявляется к оплате с применением коэффициента сложности курации пациента (КфСК), установленного настоящим тарифным соглашением.
4.40.По тарифу вызова скорой медицинской помощи не оплачивается медицинская помощь, оказанная неидентифицированным (в том числе неопознанным) или незастрахованным по ОМС пациентам, вызовы в связи с социально-значимыми заболеваниями или психиатрическими заболеваниями, дежурства выездных бригад скорой медицинской помощи на массовых мероприятиях и при чрезвычайных ситуациях, безрезультатные (в том числе ложные) вызовы, а также транспортировка пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи, не являющаяся медицинской эвакуацией 10 или санитарной транспортировкой11 , при этом санитарная транспортировка на госпитальном этапе оплачивается по тарифу вызова скорой медицинской помощи, если в структуре медицинской организации нет ПСМП.
4.41.Экстренная и неотложная медицинская помощь, оказанная в амбулаторных условиях персоналом больничных учреждений или других медицинских организаций, или их соответствующих структурных подразделений, предоставляющих специализированную медицинскую помощь, а также ПСМП при обращении пациента, не нуждающегося в госпитализации, непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, предъявляется к оплате по тарифу посещения при оказании неотложной помощи.
4.42.К оплате в установленных настоящим тарифным соглашением случаях предъявляются следующие медицинские услуги:
диализ;
исследование методами компьютерной томографии (далее – КТ);
исследование методами магнитно-резонансной томографии (далее – МРТ);
исследование методами иммуноферментного анализа (далее – ИФА) и полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР);
исследование методами радиоизотопной диагностики;
сложные диагностические услуги по перечню, установленному настоящим тарифным соглашением.
4.43.Оплата вышеуказанных медицинских услуг производится дополнительно к оплате по тарифу посещения, обращения, вызова скорой медицинской помощи.
Предъявление к оплате вышеуказанных медицинских услуг осуществляется по установленным настоящим тарифным соглашением кодам медицинских услуг путем формирования дополнительной позиции в реестре счетов на оплату медицинской помощи.
4.44.Оплата диализа (сеанса, курса), выполненного пациенту в период оказания специализированной медицинской помощи в другой медицинской организации, осуществляется в порядке, установленном настоящим тарифным соглашением, медицинской организации, оказавшей данную медицинскую услугу.
4.45.При предъявлении для оплаты исследований методами КТ и МРТ медицинские организации руководствуются номенклатурой медицинских услуг по лучевой диагностике, утвержденной министерством.
При проведении пациенту методами КТ или МРТ исследования одного органа или одной группы органов в случае необходимости продолжения исследования с усилением, услуга предъявляется к оплате как одно исследование по тарифу медицинской услуги, установленному для соответствующего исследования с усилением.
В случае проведения пациенту методами КТ или МРТ исследования одновременно нескольких органов (двух и более), принадлежащих к одной группе исследуемых органов, услуга предъявляется к оплате как одно исследование по тарифу медицинской услуги, установленному для исследуемой группы органов.
4.46.В части не отраженной в настоящем разделе порядок и условия применения тарифов, установленных настоящим соглашением, разъясняют совместно министерство и фонд.
5. Порядок урегулирования разногласий
5.1. В случае возникновения разногласий по применению настоящего соглашения любой участник ОМС вправе обратиться в министерство и фонд для разъяснений. Указанными разъяснениями участники ОМС руководствуются при проведении переговоров и разрешении возникших разногласий.
5.2. Медицинская организация обжалует заключение страховой организации по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
5.3. При неурегулировании разногласий в процессе переговоров споры разрешаются в Арбитражном суде Ставропольского края.
6. Прочие условия
6.1. Медицинская помощь, оказываемая за счет средств ОМС, предъявляется к оплате и оплачивается страховыми организациями или фондом в соответствии с Федеральным законом, Правилами, заключенными договорами в пределах объемов медицинской помощи по ОМС, установленных Комиссией.
При превышении объемов медицинской помощи по ОМС медицинской организацией и страховой организацией или фондом составляется реестр актов медико-экономического контроля в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», который приобщается к акту сверки расчетов.
6.2. Неоплата или неполная оплата затрат на оказание медицинской помощи по ОМС по предъявленным к оплате тарифам, санкции к медицинской организации за нарушения, выявленные в ходе контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС применяется страховой организацией и фондом согласно приказу Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», приложению к настоящему тарифному соглашению.
Экспертиза качества медицинской помощи по ОМС проводится экспертами качества медицинской помощи, включенными в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, с использованием Методики проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края, утвержденной приказом фонда.
6.3. Порядок персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, установлен приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» (далее – Порядок).
Регламент информационного взаимодействия участников при расчетах за медицинскую помощь по ОМС, оказанную застрахованным лицам на территории Ставропольского края, и регламент организации информационных систем определяются фондом в соответствии с Общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом ОМС (далее – Общие принципы).
6.4. Реестр счетов на оплату медицинской помощи по ОМС (далее – реестр счетов), содержащий сведения, установленные Федеральным законом, формируется и предоставляется плательщику на бумажном носителе и в виде электронного файла. Формат электронного файла реестра счетов на оплату медицинской помощи по ОМС определяется фондом в соответствии с Общими принципами.
Реестр счетов на бумажном носителе должен быть прошит, пронумерован и скреплен подписью руководителя и главного бухгалтера медицинской организации и с приложением оттиска печати медицинской организации.
6.5. При наличии технической возможности по обеспечению юридически значимого электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи прейскуранты тарифов, реестры счетов и иные документы в связи с исполнением договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС могут представляться контрагенту только в электронном виде. Решение готовности осуществлять юридически значимый электронный документооборот принимают совместно медицинская организация, страховая организация и фонд, о чем заключается соглашение.
6.6. В случае принятия Комиссией решения об установлении медицинской организации, оказывающей диагностические услуги, (исполнителю) объема диагностических услуг исходя из потребности иных медицинских организаций (заказчиков) по выполнению СМП и порядков ее оказания при отсутствии у заказчиков данных медицинских услуг или их недостаточности, по установленным настоящим тарифным соглашением тарифам могут осуществляться расчеты за диагностические услуги, включенные в тариф посещения, обращения, вызова, оказываемые по направлениям медицинских организаций, выданным при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, с соответствующей корректировкой тарифов заказчика.
7. Порядок действия тарифного соглашения и внесения в него изменений
7.1. Тарифное соглашение вступает в силу с даты подписания уполномоченными представителями сторон и распространяется на отношения в сфере ОМС на территории Ставропольского края с 01 января 2014 года за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
7.2. В случае включения в состав Комиссии представителя организации, представитель которой не участвовал в настоящем тарифном соглашении, уполномоченный представитель этой организации подписывает соглашение о ратификации настоящего тарифного соглашения, которое удостоверяется министерством и фондом.
Состав сторон настоящего тарифного соглашения из числа членов Комиссии, участвующих в подписании настоящего тарифного соглашения, определяется в соответствии с Федеральным законом.
В случае прекращения членства в составе Комиссии всех представителей организации, являвшейся участником настоящего тарифного соглашения, уполномоченный представитель соответствующей организации не участвует в настоящем тарифном соглашении с даты исключения из состава Комиссии последнего из членов, являвшегося представителем данной организации.
7.3. Настоящее тарифное соглашение может быть пересмотрено полностью или в части по инициативе не менее одной трети членов Комиссии. Инициаторы внесения изменений или дополнений в настоящее тарифное соглашение не позднее, чем за 10 рабочих дней до предлагаемого срока внесения изменений направляют мотивированное предложение секретарю Комиссии, который обеспечивает его направление иным членам Комиссии. Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в настоящее тарифное соглашение организует председатель Комиссии.
Изменения и дополнения в настоящее тарифное соглашение оформляются дополнительным соглашением уполномоченных представителей организаций, представленных в составе Комиссии, и участвовавших в настоящем тарифном соглашении или ратифицировавших настоящее тарифное соглашение.
7.4. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по ОМС и компенсируемых средствами ОМС расходов по предоставлению застрахованным лицам медицинской помощи по ОМС осуществляется в пределах финансовых средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий финансовый год. Изменения в настоящее тарифное соглашение, влекущие дополнительные расходы в течение финансового года, возможны при наличии источника возмещения затрат.
7.5. Настоящее тарифное соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу: один экземпляр соглашения хранится в министерстве, второй – в фонде. Настоящее тарифное соглашение подлежит хранению по правилам организации государственного архивного фонда.
7.6. Настоящее тарифное соглашение, изменения и дополнения к нему подлежат опубликованию на официальных сайтах министерства и фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7.7. Настоящее тарифное соглашение действует до вступления в силу соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Ставропольского края в новой редакции.
Приложения:
Нормы времени на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях, применяемые при расчете тарифа посещения, обращения, медицинской услуги (приложение 1);
Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС в амбулаторных условиях на территории Ставропольского края и коэффициенты дифференциации, применяемые к тарифам на оплату амбулаторной медицинской помощи (приложение 2);
Базовые подушевые нормативы финансирования первичной медико-санитарной помощи, оказываемой за счет средств ОМС на территории Ставропольского края (приложение 3);
Базовые подушевые нормативы финансирования медицинской помощи, предоставляемой подразделениями медицинских организаций, расположенными в образовательных организациях, и коэффициенты дифференциации, применяемые к подушевому нормативу финансирования (приложение 4);
Базовые тарифы на оплату стоматологической помощи, оказываемой за счет средств ОМС на территории Ставропольского края и коэффициенты дифференциации, применяемые к тарифам на оплату стоматологической помощи (приложение 5);
Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, необходимых для оказания стоматологической помощи по ОМС (приложение 6);
Базовые тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС в условиях дневного стационара на территории Ставропольского края (приложение 7);
Базовые тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС в стационарных условиях на территории Ставропольского края (приложение 8);
Базовые тарифы на оплату скорой медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС на территории Ставропольского края (приложение 9);
Базовые подушевые нормативы финансирования скорой медицинской помощи и коэффициенты дифференциации, применяемые к подушевому нормативу финансирования скорой медицинской помощи (приложение 10);
Коэффициенты сложности курации пациента, применяемые при оплате законченного случая оказания медицинской помощи, включенного в КСГ, за счет средств ОМС на территории Ставропольского края (приложение 11);
Классификатор медицинских услуг и тарифы на оплату медицинских услуг, не включенных в тариф посещения, обращения, вызова скорой медицинской помощи (приложение 12);
Структура системы оказания медицинской помощи по ОМС и коэффициенты уровня оказания медицинской помощи (приложение 13);
Перечень санкций за нарушение обязательств медицинской организацией, следствием неисполнения которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, и их величины (приложение 14);
Классификатор и тарифы сложных диагностических услуг, оказываемых по направлениям медицинских организаций, выданным при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, за счет средств ОМС на территории Ставропольского края (приложение 15).
Подписи уполномоченных представителей сторон:
Министр здравоохранения Ставропольского края
_________________ В.Н.Мажаров «____»______________ 2013 года |
| Исполняющий обязанности директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края ____________________ С.П.Трошин «____»______________ 2013 года |
Директор филиала ООО «СК «Ингосстрах-М» в г. Ставрополе – «ЭМЭСК» – руководитель Южного регионального центра _______________А.Ф.Лавриненко «____»______________ 2013 года |
| Президент региональной общественной организации «Ассоциация медицинских работников Ставрополья» ____________________М.А.Земцов «____»______________ 2013 года |
Директор филиала ЗАО МСК «Солидарность для жизни» в Ставропольском крае
__________________Т.А.Макоева «____»______________ 2013 года |
| Председатель Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации ____________________ А.И.Кривко «____»______________ 2013 года |
1. При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении требований аттестации рабочих мест работодателем сохраняется порядок бесплатной выдачи молока, действовавший до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».
2. Медицинский инструментарий, классифицируемый по коду 943000 «Инструменты медицинские» «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», аналогично классифицируется по кодам 3311100-3311199 «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17.
3. При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении требований аттестации рабочих мест работодателем сохраняется порядок бесплатной выдачи молока, действовавший до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».
4. То есть консультаций врачей, не являющихся работниками медицинской организации, при этом консультации врачами стационара пациентов других стационарных отделений одной медицинской организации оплате не подлежат.
5. Расходы по оплате иных медицинских услуг, заказываемых в других медицинских организациях, относятся на расходы по приобретению лекарственных средств и медицинских изделий, продуктов питания в доле указанных расходов в стоимости оплачиваемой медицинской услуги согласно заключенному договору.
6. Под оборудованием, производственным и хозяйственным инвентарем понимаются основные средства, относимые к таковым согласно «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.
7. Перечень населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий, которым первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, определяется приказом министерства.
8. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.2013 № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи»
9. Правила группировки КСГ установлены Методическими рекомендациями по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом ФОМС от 14.11.2013 № 229 и рекомендованных Министерством здравоохранения Российской Федерации (письмо от 11.11.2013 № 66-0/10/2-8405), а также Инструкцией по группировке случаев заболеваний в КСГ, направленной ФОМС письмом от 13.12.2013 № 8404/21-4/и.
10. Медицинская эвакуация – это транспортировка граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (с том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий), с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
11. Санитарная транспортировка – это транспортировка в медицинские организации стационарного типа по направлениям медицинских работников, в том числе по направлениям медицинских работников ПСМП, пациентов с внезапными острыми заболеваниями, состояниями, обострениями хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, не способных к самостоятельному передвижению, а также инфекционных больных.
Список прикрепленных файлов:
Приложение №8 (тарифы стационара).xls
Приложение №12 (КТ, МРТ, ИФА, ПЦР).xls
Приложение №13 (уровни МО).doc
Приложение №2 (тарифы амбулатории).doc
Приложение №15 (сложные диагностические услуги).xls