Газета «Ставропольский бизнес» № 47/1004 от 01 декабря 2014 года: «Когда болеть не по карману»

Газета «Ставропольский бизнес» № 47/1004 от 01 декабря 2014 года: «Когда болеть не по карману»
01.12.2014

Когда болеть не по карману

По данным Фонда социального страхования Ставропольского края, ежегодно в регионе выдается около 500 тыс. листков нетрудоспособности. Подсчитать, сколько людей предпочитают переносить болезнь на ногах, невозможно. Но совершенно очевидно, что очереди в поликлиниках и невозможность попасть на прием к нужному врачу — это кошмар любого захворавшего работающего человека.

Не бойтесь жаловаться

Типичная ситуация: нужна консультация специалиста, причем в рамках ОМС, а направлений нет. Как поступить больному? “Причина отсутствия направлений чаще всего объективная — в поликлиниках не хватает врачей-специалистов даже в городах, не говоря уже о сельской местности, — объясняет замдиректора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Татьяна Булгакова. — Но в соответствии с законодательством в сфере ОМС, когда лечащий врач [терапевт, педиатр] считает, что консультация специалиста необходима, она должна быть организована: в случае экстренной или неотложной ситуации— немедленно, а при плановых показаниях — в течение 10 рабочих дней, либо возможно направление к специалисту другой поликлиники или консультативно-диагностического центра, в стационар. Если сроки нарушаются, нужно обращаться в Министерство здравоохранения края, страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС. Наши специалисты всегда готовы дать необходимую консультацию”. Кстати, ставропольцы в компетентные органы обращаются довольно часто. “К нам поступает много жалоб от жителей края как на качество медицинской помощи, так и на невозможность ее своевременного получения. В первом случае граждане жалуются на отсутствие необходимого лечения, грубое отношение медицинского персонала, отказ в предоставлении лекарственной помощи. Во втором— обращения связаны с отсутствием талонов к профильному специалисту, длительным ожиданием плановой госпитализации. Среди жалоб на частные медучреждения превалируют заявления о некачественном оказании стоматологических услуг”, — говорит руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Анатолий Антоненко. По его словам, специалисты Росздравнадзора для полного и всестороннего рассмотрения жалоб запрашивают и изучают медицинскую документацию в ЛПУ, выясняют условия оказания медпомощи. При выявлении фактов нарушения прав граждан принимаются меры: выносятся предписания медучреждению. При этом сроки и полнота исполнения предписания строго контролируются ведомством.

Проще заплатить

Однако понятно, что ходить по инстанциям, ждать по несколько дней направления могут себе позволить далеко не все. Поэтому кто-то предпочитает заплатить, но получить лечение сразу.

“Наше учреждение работает в системе оказания платных медицинских услуг населению Ставрополя и края. К нам обращаются пациенты по поводу острых, обострения хронических заболеваний, по поводу медицинских осмотров, а также для прохождения обследования. Пациенты, которые на момент обращения нуждаются в выдаче листка нетрудоспособности по медицинским показаниям, получают его в день обращения, — рассказывает заместитель главного врача ГУП СК “ККДП “Хозрасчетная” Елена Бессонова. — Всем известно, что во многих поликлиниках острая нехватка специалистов, отсюда очереди, недостаток направлений и так далее. Наверное, поэтому люди предпочитают заплатить, но получить консультацию врача и необходимое обследование в день обращения”.

Однако выдавать больничные могут далеко не все платные учреждения. “Мы объединяем хозяйствующие субъекты, помогаем им правильно вести свою деятельность. Поэтому о проблемах частных учреждений знаем не понаслышке, — комментирует исполнительный директор НП “Организация частной системы здравоохранения СК” Николай Ананьченко. — Например, теоретически закон разрешает частным клиникам работать в системе медстрахования. Но на практике приходится сталкиваться с таким количеством бюрократии, что вступать в систему становится просто нецелесообразно. Есть сложности и с лицензированием. Нужно получать лицензию не просто на медицинскую деятельность, а оформлять разрешение на конкретное направление и даже адрес. То есть, если кабинет со всеми специалистами переедет на соседнюю улицу, придется собирать все документы заново”.

Частный случай

Если вы все-таки предпочли пойти к частному врачу, на что следует обратить внимание? “В каждом медучреждении должен быть так называемый уголок потребителя. Необходимая информация должна располагаться в легкодоступном и обозримом месте и включать в себя прейскурант предлагаемых услуг, телефоны контролирующих органов, данные о специалистах и так далее. С пациентом заключается договор, где прописываются необходимые сведения о враче, проведенных лечебных процедурах. И в документе должна стоять подпись пациента. Важный момент — услуга оплачивается только после ее предоставления. Потребитель имеет право предложить предоплату, но это также отражается в документах за его подписью. Требовать же предоплату незаконно, даже если это мотивируется тем, что есть риск траты реактивов, материалов, а пациент может просто не прийти, например, за результатами анализов. Такая ситуация уже головная боль самого заведения, но не клиента. Риск есть в любом бизнесе, медицина — не исключение”, — объясняет Николай Ананьченко.

Тем, кто желает лечиться анонимно, нужно учесть следующее. С одной стороны, в частном кабинете не имеют права требовать предоставить паспорт, сообщить реальные сведения, если нет подписанного согласия на обработку персональных данных. С другой — при возникновении претензий к работе специалистов сложно будет доказать факт своего лечения у них, если в бумагах не отражены ваши реальные данные. А дело ведь может дойти и до суда.

“Сейчас готовится проект приказа о том, чтобы все заключения, направления, выданные специалистами частных лечебных учреждений, признавались действительными. Ведь фактически в государственных и частных кабинетах работают люди, которые учились в одних и тех же вузах, сдавали одни и те же экзамены. Конечно, я имею в виду компании, работающие на законных основаниях, — уточняет Николай Ананьченко. — Но, к сожалению, Ставрополье не может похвастать разнообразием частных специалистов. Основная часть субъектов — стоматологические центры и кабинеты, в то время как в других регионах большое развитие получают гинекология, офтальмология и так далее. В среднем в крае работают около 800 субъектов. Но это не та стабильность, на которую следует равняться. Цифра постоянная за счет того, что открываются одни заведения, но одновременно закрываются другие”.

Выбор без принуждения

Впрочем, получить платные медицинские услуги можно и в государственных учреждениях. “Важно знать, что если человека принуждают получить услугу за деньги и у него возникает вопрос, насколько правомерно это требование, то всегда можно обратиться в свою страховую компанию. В любом случае медучреждение не имеет права платно оказывать услуги, не учтенные в договоре, не заручившись согласием пациента. При этом в случаях внезапных острых заболеваний и состояний, обострений хронических заболеваний, несущих угрозу жизни пациента, организация обязана предоставить необходимые мед¬услуги бесплатно, — уточняет Татьяна Булгакова. — Перед тем как заключить договор на предоставление платных услуг, пациент должен быть проинформирован о том, что может получить услугу бесплатно, если она входит в программу госгарантий, в порядке очередности либо в другом медицинском учреждении по направлению и выразить добровольное согласие на оплату”.

В общем, лечиться, что называется, по полису или оплачивать медуслуги — каждый выбирает сам. Кстати, с 1 января 2015 года медицинские организации Ставропольского края начнут выдавать пациентам справки, в которых будет указана стоимость медицинской помощи, оказанной застрахованным в рамках программ ОМС. В квитанции будет указано, например, сколько стоило посещение терапевта в поликлинике, во сколько обошлась госпитализация в стационар или проведение высокотехнологичной операции. При этом справка о стоимости медицинской помощи, оказанной в стационаре, будет выдаваться всегда, а при оказании помощи в поликлинике — по желанию пациента. По словам директора Территориального фонда ОМС края Сергея Трошина, создать и внедрить в регионе механизм индивидуального информирования необходимо в кратчайшие сроки. Процесс выдачи справок должен быть автоматизирован.

Короткая ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~q8tPQ
версия для печати