Газета «МК-Кавказ» от 16.11.2016 «Не надо писать гневные письма Президенту»

Газета «МК-Кавказ» от 16.11.2016 «Не надо писать гневные письма Президенту»
18.11.2016

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с медициной. Ведь нам хочется прожить долгую, активную жизнь, а для этого надо предупреждать появление болезней или лечить, если они уже появились. В этом году страна переходит на пациентоориентированную систему в здравоохранении, и уже можно оценить первые шаги, сделанные в этом направлении. Об этом корреспондент «МК-Кавказ» беседует с директором ТФОМС СК Сергеем Трошиным.

– На Ставрополье 1 июня начал работу контакт-центр в сфере обязательного медицинского страхования. Каковы первые итоги его работы?

– Несмотря на то, что контакт-центр располагается на территории фонда, в его работе принимают непосредственное участие специалисты не только ТФОМС СК, но и страховых медицинских организаций.

За пять месяцев контакт-центром зарегистрировано 9,5 тысячи обращений граждан, застрахованных в системе ОМС. В большинстве своем вопросы связаны с порядком получения и сроком действия полиса ОМС, порядком выбора страховой медицинской организации, выбором поликлиники и врача и т.д.

На втором месте – вопросы о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, порядке получения бесплатной медицинской помощи.

Нередко пациенты думают, что по полису ОМС нет смысла рассчитывать на качественную и своевременную медицинскую помощь и не знают, как поступить, если затягиваются сроки обследования или лечения, навязываются платные услуги. На самом деле все далеко не так, если полисом ОМС грамотно пользоваться и знать свои права.

Специалисты контакт-центра осуществляют информирование и консультирование застрахованных лиц, оказывают содействие в разрешении спорных ситуаций.

В первую очередь права застрахованных людей должны защищать страховые компании, работающие в системе ОМС. Но большинство граждан об этом даже не подозревают! Потому звонят и пишут куда угодно, кроме своих страховых медицинских организаций. Гневные письма об ошибках и недостатках медицинской помощи приходят на имя министра здравоохранения, мэра города и даже Президента.

Большинство наверняка толком не помнят, в какой компании застрахованы, и уверены, что выбор страховой компании не важен. А зря! Пожалуй, именно ее следует выбирать особенно тщательно.

В своей страховой компании вы можете узнать, входит та или иная медицинская услуга в Программу госгарантий бесплатной помощи населению, выяснить, в какие сроки по законодательству вам должны назначить прием у врача-специалиста либо провести обследование.

Страховая медицинская компания рассмотрит все случаи, когда пациент недоволен качеством оказанных ему услуг, когда ему кажется, что «лечат не так», предлагают неправомерно платные услуги, могут быть какие-то другие причины, связанные с оказанием медицинской помощи.

– Давайте коснемся основных вопросов, связанных с порядком получения и сроком действия полиса ОМС.

– Полис ОМС удостоверяет право на получение бесплатной медицинской помощи. Гражданам России полис ОМС выдается бессрочно. Правом получить полис обладают также проживающие в РФ иностранные граждане при наличии «вида на жительство» или «разрешения на временное проживание».

Но достаточно ли паспорта для оформления полиса ОМС или нужен еще и СНИЛС? Действительно, для взрослых нужен и этот документ. Для детей в возрасте до 14 лет – желателен. Однако если у ребенка пока нет СНИЛСа, то полис оформят без него. Например, если ребенку грудного возраста СНИЛС Пенсионный фонд еще не выдал, отказа в оформлении полиса ОМС не будет.

Полис ОМС можно получить даже если вы не зарегистрированы по месту жительства или не имеете регистрации. В заявлении о выдаче полиса можно указать адрес фактического места жительства.

– Сергей Петрович, что делать если, чем-то не устраивает нынешнее обслуживание компании, в которой получен полис ОМС – скажем, не помогают вовремя попасть к врачу или на обследование?

– Страховая компания, оформившая вам полис ОМС, оплачивает медицинские услуги и защищает ваши интересы в конфликтах с лечебными учреждениями. Но, если вас не устраивает нынешнее обслуживание, по закону вы можете выбрать другую страховую компанию один раз в календарном году не позднее 1 ноября. За исключением случаев, если вы переезжаете жить на новое место, где не работает прежний страховщик.

Список компаний, работающих в системе ОМС, легко найти сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования по вашему месту жительства.

– Многие слышали о праве выбора поликлиники, лечащего врача, однако не знают, как применить это на практике.

– Ваше прикрепление к поликлинике по месту жительства произошло автоматически, если вы живете по тому же адресу, который называли при получении полиса (даже если он отличается от прописки).

Для самостоятельного прикрепления вам понадобится написать заявление в администрацию поликлиники. Помните, что по закону менять поликлинику можно не чаще одного раза в год, за исключением случаев изменения места жительства или пребывания.

Отказать в прикреплении могут, если выбранная поликлиника переполнена и находится не в районе вашего проживания. Имейте ввиду, если вы прикрепились к поликлинике, которая не обслуживает район, в котором вы проживаете, то могут быть затруднения при вызове врача на дом.

Но можно ли сменить лечащего врача? Да, по закону вы можете сменить не только медицинскую организацию, но и лечащего врача (участкового врача, врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики и фельдшера). Для этого вам нужно подать заявление на имя руководителя медицинского учреждения. Менять врача можно не чаще одного раза в год, за исключением случаев изменения места жительства или пребывания.

Конечно, если вас категорически не устраивает работа нынешнего лечащего врача и есть претензии не обязательно ждать целый год, вы можете написать заявление главному врачу поликлиники и обосновать, почему недовольны. Руководство медицинского учреждения обязано рассмотреть вашу жалобу и принять меры.

– Не многие знают, что гражданин имеет право выбрать больницу для госпитализации.

– Действительно, пациент вправе выбирать больницу для плановой госпитализации, при условии, что их несколько. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина обо всех медицинских организациях, в которых возможно оказание необходимой вам медицинской помощи.

В крае уже работает программный продукт, разработанный ТФОМС СК, для направления пациентов на плановую госпитализацию. Он позволяет врачам любой поликлиники видеть в режиме онлайн наличие свободных мест любого профиля в любом медучреждении на территории Ставропольского края.

И уже на основании информации, полученной от лечащего врача, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть госпитализирован. Если, эта важная гарантия не соблюдается, необходимо опять же обратиться в свою страховую медицинскую организацию, телефон которой указан на вашем полисе.

С целью обеспечения максимальной доступности информации для застрахованных лиц работает телефон «горячей линии» фонда 8-800-707-11-35 (звонок бесплатный), (8652) 94-11-35, сайт фонда https://tfomssk.ru наполнен нормативно-справочной информацией, разъяснения даются в рубрике «вопрос-ответ».

Татьяна ЖИТЕНКО.

Короткая ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~tFn0l
версия для печати