Федеральный справочник. Здравоохранение России, №17 «Создание пациентоориентированной системы здравоохранения посредством внедрения современных информационных технологий»

24.04.2017

Сегодня перед системой обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) стоят новые задачи: создание так называемой пациентоориентированной модели здравоохранения и развитие страховых принципов.

В чем же будет выражаться пациентоориентированность системы ОМС? В принципиально новом подходе к защите прав застрахованных и повышении ответственности страховых компаний.

Усовершенствовать работу страховых медицинских организаций в 2015 году поручил Президент России Владимир Путин. Уже в 2017 году в нашей стране появится институт страховых представителей. Страховые поверенные, или «менеджеры здоровья», как назвала их Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова, будут консультировать и сопровождать пациентов на всех этапах оказания им медицинской помощи, включая диспансеризацию. При этом каждый застрахованный будет прикреплен к конкретному страховому представителю, так же как и к врачу. По словам председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко, в будущем каждый пациент будет знать имя и телефон своего поверенного.

Переход на новые, пациентоориентированные принципы возможен только благодаря применению современных информационных технологий. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее – ТФОМС СК, фонд), естественно, не остается в стороне от новшеств и преобразований. Еще в 2014–2016 годах мы реализовали ряд проектов, которые позволили усовершенствовать предоставление медицинской помощи пациентам и создать инструменты для работы страховых представителей.

В первую очередь усовершенствовано оказание самой ресурсоемкой медицинской помощи – стационарной. Повышение уровня ее доступности и качества должно обеспечиваться не за счет увеличения объемов ее предоставления и финансирования, а посредством оптимизации расходов и управления госпитализацией. При этом каждый, кто действительно нуждается в стационарной помощи, должен получить ее в оптимальные сроки.

Для реализации этой задачи ТФОМС СК в 2014 году был создан единый информационный ресурс, с помощью которого обеспечивается маршрутизация пациентов, нуждающихся в плановой стационарной помощи (далее – ИС «Госпитализация»). Создавая систему информационного сопровождения застрахованных лиц, ТФОМС СК учитывал, что постоянная передача большого объема сведений в единое хранилище информации повлечет увеличение нагрузки на персонал медицинских учреждений. Поэтому фонд организовал единый ресурс, который позволяет обмениваться информацией в онлайн-режиме.

Коротко о том, как работает ИС «Госпитализация». Основной интерфейс ресурса представляет собой «Календарь свободных коек», в котором отображается информация о свободном на текущий момент или искомую дату коечном фонде стационаров всего края. Оператор может производить отбор коек по целому ряду параметров, например по интересующему профилю или учреждению. Кнопка «Поиск» выведет на экран компьютера календарь с отсортированной информацией. Нажимая на кнопку, обозначающую количество мест искомой даты, оператор вместе с пациентом выбирает медицинскую организацию и бронирует для него койку соответствующего профиля. То есть пациенту предоставлена реальная возможность выбрать стационар, в том числе за пределами населенного пункта, в котором он проживает. При необходимости оператор может распечатать из системы направление и вручить его застрахованному. Информация о плановом пациенте сразу становится доступной стационару и страховой компании.

Страховой представитель в реальном времени может контролировать соблюдение прав застрахованных. Встроенная в ресурс система мониторинга позволяет анализировать госпитализацию. На сегодняшний день сведены к минимуму случаи превышения сроков ожидания плановой госпитализации, по всем таким фактам оперативно проводится проверка. При необходимости страховая компания может аннулировать госпитализацию: снять броню или перенести дату госпитализации по обращению застрахованного лица.

Чтобы заинтересовать медицинские организации в этой работе, реализованы механизмы, упрощающие их взаимодействие при госпитализации пациентов. Так, для руководителей медицинских организаций создан «Кабинет», в котором предусмотрены инструменты для управления нагрузкой коечного фонда. В «Кабинете» можно не просто просматривать статистику направлений на госпитализацию и само́й госпитализации, но и загружать информацию, необходимую для анализа их обоснованности, оптимизации оборота койки.

После достижения первоначально поставленных целей ТФОМС СК приступил к дальнейшему совершенствованию ресурса: создал подсистему для контроля за организацией оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара. В апреле 2016 года подсистема «Дневной стационар» была внедрена в крае, а в сентябре усовершенствована модулем «Диализ», учитывающим различные схемы оказания услуг по медицинскому диализу и следующие им особенности графика занятости пациенто-мест.

В итоге ТФОМС СК удалось создать и внедрить востребованную информационную систему, обеспечивающую реализацию права застрахованного лица на выбор медицинской организации, достоверное планирование госпитализации и гарантированное бронирование мест, что препятствует коррупционным проявлениям в здравоохранении.

Фондом реализованы и другие сервисы. Для информирования граждан о затратах государства на оказание им медицинской помощи, выявления «приписок» медуслуг, которые пациенты на самом деле не получали, с 1 января 2016 года на сайте ТФОМС СК работает «Личный кабинет застрахованного лица». Этот сервис не только формирует справки об оплаченной за счет средств ОМС помощи, но и упрощает процедуру обращения граждан в компетентные ведомства для защиты их прав. Не выходя из дома пользователь может направить сообщения в региональный минздрав, в территориальный фонд и в свою страховую компанию. С 1 июня 2016 года заработал единый контакт-центр ОМС, программный комплекс которого – также собственная разработка сотрудников фонда. Этот сервис не только упрощает обращение граждан за помощью к специалистам в сфере ОМС, но и позволяет фонду контролировать и оперативно реагировать на все факты формального подхода страховых компаний к работе с жалобами и обращениями застрахованных лиц.

В заключение хотелось бы рассказать еще об одном проекте, который фонд реализовал совместно с министерством здравоохранения Ставропольского края. Для региона характерны неравномерность распределения кардиологических отделений на его территории, отсутствие кардиологов на амбулаторном приеме в ряде районов, повсеместное преобладание фельдшерских бригад на станциях скорой медицинской помощи. Ввиду вышеуказанных обстоятельств была проведена работа по внедрению системы дистанционной передачи данных электрокардиографии, своевременной диагностики неотложных состояний в кардиологии и широкому внедрению тромболизисной терапии на догоспитальном этапе.

В 2015 году созданная в 2012–2013 годах система телемедицинских консультаций при оказании скорой помощи была дополнена первичным звеном. Телеэлектрокардиографами отечественной разработки было оснащено 269 врачебных амбулаторий, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также 78 бригад скорой медицинской помощи. Организована деятельность 26 первичных дистанционно-диагностических центров на базе центральных районных больниц, 5 дистанционно-консультативных пунктов в структуре станций скорой медицинской помощи и 2 экспертных – в краевой клинической больнице и краевом кардиологическом диспансере. В 2016 году за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС СК оснащено еще 161 медицинское подразделение в сельской местности.

Единая система дистанционной передачи и анализа электрокардиограмм позволяет врачам стационаров районных больниц в сложных случаях про консультироваться с экспертами краевых учреждений в онлайн-режиме. Благодаря этому региональная медицина вышла на совершенно новый уровень в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а появление на пороге дома фельдшера с небольшим чемоданчиком уже спасло жизнь многим пациентам.

Внедрение перечисленных проектов позволило существенно повысить качество и доступность бесплатно предоставляемой населению края медицинской помощи, увеличить эффективность ее оказания, то есть приблизиться к тому состоянию, при котором комфортно будут себя чувствовать и пациент, и медицинский работник.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края располагается по адресу: ул. Мира, д. 267, Ставрополь, Россия, 355004. Связаться с нами можно по телефону: (8652) 941 125, факсу: (8652) 941 124 или электронной почте: info@tfomssk.ru. Более подробную информацию можно получить на сайте: тфомсск.рф.

Короткая ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~yV4JB
версия для печати