Взаимодействие власти и пациентского сообщества – основа построения пациентоориентированного здравоохранения в Российской Федерации

Взаимодействие власти и пациентского сообщества – основа построения пациентоориентированного здравоохранения в Российской Федерации
03.12.2019

28 ноября – 1 декабря 2019 года в г. Москве проведен X Всероссийский конгресс пациентов. Мероприятие объединило тех, кто интересуется ходом модернизации отечественного здравоохранения, реализацией нацпроектов, переходом на новую систему лекарственного обеспечения и другими вопросами, формирующими актуальную новостную повестку в этой сфере.

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова назвала российскую модель здравоохранения одной из самых передовых в мире. «Система огромная, у нас 75 тысяч медорганизаций и 2,5 миллиона только специалистов. Но мы единственная страна, в которой обеспечивается бесплатное посещение больных на дому, нигде больше нет вызова врача на дом, ни в одной стране мира», – подчеркнула Министр. Она добавила, что сегодня российские пациенты не должны долго ждать самых различных исследований, в том числе и дорогостоящих: «При подозрении на онкологические заболевания со следующего года – это 7 рабочих дней, включая любой метод, КТ, МРТ и так далее».

«Сегодня уже нет бесполезных споров, нужна ли нам страховая модель в здравоохранении, – отметил председатель координационного совета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России Николай Дронов, – Система ОМС становится драйвером российского здравоохранения».

Финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования на 2020 год за счет средств субвенций ФОМС утверждено в размере более 2,2 триллионов рублей, сообщила заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук: «Основным принципом сферы ОМС является гарантия бесплатного оказания медпомощи застрахованным гражданам в соответствии с базовой программой ОМС. Бюджетом Федерального фонда ОМС на 2020-2022 годы запланирована субвенция на выполнение программы ОМС в размере на 2020 год более 2,2 триллионов рублей. Это более чем в 3,5 раза превышает расходы на оказание медицинской помощи в базовой части, если сравнивать с показателями последних 7 лет».

Светлана Кравчук отметила, что только с 2013 года базовая программа ОМС стала бездефицитной, и это позволило включить в нее всеобщую диспансеризацию: «Если в 2014 году диспансеризацией были охвачены только отдельные категории граждан и дети, то в настоящее время уже проводится всеобщая диспансеризация населения страны. В систему ОМС также включены ЭКО, гемодиализ, КТ и МРТ, ПЭТ-диагностика. То есть мы все больше расширяем возможности, которые предоставляются пациентам не по квоте. В настоящее время это уже целый перечень доступных населению медуслуг, оказываемых методом высокотехнологичной помощи в рамках базовой программы, что позволяет увеличить доступность населения к данным методам».

Ключевым для ОМС является создание системы защиты прав застрахованных. «Система страховых представителей действует с 2016 года. Страховые представители работают на горячих линиях в круглосуточном режиме. Это те люди, которые сопровождают и организуют проведение диспансеризации и профилактических осмотров совместно с медорганизациями. Такой принципиально новый подход внедряется с прошлого года и уже нашел отражение в рамках реализации нацпроектов текущего года. Это не только непосредственное сопровождение при организации диспансеризации и индивидуальное информирование, но и контроль постановки на диспансерное наблюдение», – рассказала Светлана Кравчук.

В этом году о необходимости прохождения диспансеризации было проинформировано 50 миллионов человек. В результате такой работы число россиян, пришедших на профилактические осмотры, увеличилось на 6-7 % в год. Индивидуальная работа страховых медицинских организаций с застрахованными лицами приносит результаты в профилактике, которая сегодня является приоритетным направлением развития здравоохранения. Если в 2017 году профилактикой было охвачено 21,2 миллиона человек, то в 2018 – 30,8 миллионов человек, а в 2019 – 52,2 миллиона.

«Тут важна работа страховых организаций, которые разъясняют, как можно записаться на диспансеризацию, участвуют в информировании населения, когда приезжает мобильная бригада в отдаленные районы. В текущем году 4,5 миллионов человек поставлены на диспансерное наблюдение. Теперь необходим контроль этой работы», – пояснила Светлана Кравчук.

Контроль своевременности и полноты постановки на диспансерное наблюдение, медицинское сопровождение застрахованных лиц – это одна из приоритетных задач, которая сегодня стоит перед страховыми медицинскими организациями. Начиная с 2015 года рост постановки на диспансерное наблюдение составил 88 %. Если в 2015 году на диспансерном наблюдении находились 5,8 миллионов человек, в 2018 году – 10,9 миллионов человек, то в этом году - 20,3 миллионов человек.

Своевременное и качественное диспансерное наблюдение имеет важнейшее значение для реализации национального проекта «Здравоохранение». Так директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Екатерина Каракулина пояснила, что важнейшая задача федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», который является частью нацпроекта, – снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч человек к 2024 году. И для достижения данных показателей своевременная постановка на диспансерное наблюдение является жизненно важной. «Всего 23% смертей по причине всех болезней системы кровообращения происходит в острый период, а 77 % смертей – это хронические состояния, дефекты диспансерного наблюдения», – сказала она. В связи с этим перед страховыми медицинскими организациями стоит важнейшая задача по контролю и оперативному реагированию на нарушения, которые выявляются в ходе диспансерного наблюдения.

Важный момент в реализации национального проекта «Здравоохранение» – работа с онкопациентами. Светлана Кравчук рассказала, что в текущем году очень серьезно увеличено финансирование по программе борьбы с онкологией: «В этом году 70 миллиардов рублей дополнительно направлено на химиотерапию, на обеспечение необходимыми препаратами онкопациентов. В следующем году мы увеличиваем еще на 50 миллиардов рублей финансирование лечения онкозаболеваний. В систему ОМС входит не только ПЭТ-диагностика, но и ПЭТ-лечение».

Также заместитель Председателя ФОМС подчеркнула важность включения представителей пациентских организаций в Координационные советы по защите прав застрахованных в регионах, а также необходимость систематизировать работу фондов ОМС с пациентскими сообществами.

Не менее важна информированность пациентов о своих правах. Эту задачу тоже решают страховые медицинские организации. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заметила, что сегодня система страховых медицинских организаций переживает трансформацию: «Количество страховых медицинских организаций резко уменьшилось – со 150 до 35. Остались только самые сильные и ответственные компании. Допуск страховых медицинских организаций в систему ОМС разрешается по очень жестким критериям. И мы развиваем систему защиты прав пациентов на основе страховых медицинских организаций как части системы обязательного медицинского страхования».

Она сообщила, что уже многое сделано для защиты прав пациентов. До 2024 года в каждом регионе каждая страховая медицинская организация должна будет иметь профильный офис по защите прав пациентов.

Одновременно с этим страховые медицинские организации используют инновационные методы для взаимодействия с пациентами. Министр высоко оценила инициативу компании «Капитал МС». Страховая медицинская организация приступила к выводу на рынок нового сервиса для пациентов – «Виртуальный помощник», который не требует мобильного сервисного приложения, при этом его можно использовать через любой мессенджер. «Информирование пациентов очень важно, и мы информируем их традиционными способами – через смс, телефонные обзвоны, почтовую рассылку и т.п. Но люди 20-45 лет не так часто обращаются в медицинские организации и не очень откликаются на смс-оповещения, но много времени проводят в социальных сетях и мессенджерах, – рассказала Надежда Гришина, генеральный директор «Капитал МС», – Для этой категории граждан мы создали интернет-сервис, который позволит получить доступ ко всей информации об организации медицинской помощи по ОМС».

К настоящему моменту компания уже реализовала через интернет-сервис образовательный курс для пациентов «Как лечиться бесплатно». На курс можно записаться через официальный сайт «Капитал-МС». Пользователи могут бесплатно получать уроки на свою электронную почту. «Данный курс также размещен на популярной виртуальной платформе Академия «Лайфхакер» с несколькими миллионами пользователей, и за месяц его прошли уже более 2,5 тысяч человек», – разъяснила Надежда Гришина.

С помощью «Виртуального помощника» в скором времени можно будет узнать о диспансеризации, о том, какие возможности предоставляет система ОМС, как получить полис ОМС, какие профилактические обследования можно пройти бесплатно для конкретного пола и возраста и связаться напрямую со страховым представителем компании.

В дальнейшем наглядные возможности интернет-сервиса для застрахованных страховая медицинская организация планирует демонстрировать в медицинских организациях, в печатных информационных материалах компании, а также в сети интернет.

Вероника Скворцова поддержала данную инициативу: «Это эффективное и быстрое решение проблем застрахованного. Сделано все очень понятно – можно получить доступ к основной информации о бесплатном оказании медицинской помощи. Работает прекрасно. Подобные системы необходимо внедрять как можно шире».

При подготовке публикации использованы материалы официальных сайтов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Всероссийского союза пациентов

Короткая ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~DphwN
версия для печати