Итоги деятельности МО Ставропольского края по итогам I полугодия 2016 года. Отдельные вопросы планирования медицинской помощи на 2017 год

23.09.2016

Изначально Государственное задание для всех медицинских организаций Ставропольского края составлено в соответствии со следующими основополагающими документами: Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2016 год.

В результате формирования плановых объемных показателей медицинской помощи на 2016 год норматив по территориальной программе ОМС, по видам посещений в расчете на одного застрахованного, составил: для посещений с профилактической целью 2,392 на 1 застрахованного, что на 1,8 % выше норматива, установленного Базовой программой (2,35 на 1 застрахованного);

для посещений по неотложной помощи 0,350 на 1 застрахованного, что ниже норматива, установленного Базовой программой на 37%. Норматив в соответствии с Базовой программой – 0,560 на 1 застрахованного;

для обращений в связи с заболеванием 1,98, что соответствует нормативу, установленному Базовой программой на 1 застрахованного.

Медицинская помощь в условиях дневного стационара составила 0,06 на 1 застрахованного (как и по федеральному нормативу);

в условиях круглосуточного стационара – 0,1781, что на 3,5 % выше федерального норматива (0,17214).

Территориальный норматив по оказанию скорой медицинской помощи соответствует в 2016 году федеральному и составляет 0,300.

Таким образом, в соответствии с численностью застрахованных лиц (зарегистрированной на 01.04.2015) в Ставропольском крае – 2 705 775, общее количество профилактических посещений на 2016 год составило 6 472 214; обращений по заболеванию – 5 357435; посещений по неотложной помощи – 947 021.

В государственных заданиях МО СК (сумма объемов по Территориальной программе и межтерриториальным расчетам) абсолютное количество случаев оказания амбулаторно-поликлинической помощи в 2016 году превышает показатели 2015 года следующим образом:

профилактические посещения увеличены на 54 538,

посещения по неотложной помощи на 143 805,

обращения по заболеваниям на 633 388.

Количество госпитализаций на 2016 год в круглосуточном стационаре запланировано по сравнению с 2015 годом на 26 730 случаев меньше и соответствует тенденции развития стационарзамещающих технологий в РФ.

Плановое количество госпитализаций в дневном стационаре на период 2016 года на 1 283 случая превышает показатель 2015 года.

Плановые объемы оказания скорой медицинской помощи (далее –СМП) составили на 2016 год 16 984 вызова, что на 3 406 случая оказания СМП больше по сравнению с показателем 2015 года.

В 2015 году комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае до медицинских организаций доведено государственное задание в размере 22 008 016,4 тыс. рублей, в 2016 году – 22 405 652,8 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что на начало 2016 года финансовые показатели практически у всех медицинских организаций были запланированы на уровне 2015 года или превышали его.

По итогам I полугодия выполнение объемов оказанной медицинской помощи сложилось следующим образом:

по амбулаторно-поликлинической помощи (далее – АПП) фактические показатели в разрезе профилактических посещений соответствуют 53,2%, посещения по неотложной помощи – 36,5%, по обращениям в связи с заболеванием – 39,9%;

по выполнению госпитализаций в условиях круглосуточного стационара факт исполнения годовых показателей составляет 52,1%, в условиях дневного стационара – 48,3%; запланированные объемы скорой медицинской помощи выполнены по вызовам на 52,4 %.

В 2016 году АПП осуществляют 132 МО, 25 из которых относятся к частной системе здравоохранения. Увеличение доли МО, относящихся к частной форме собственности, получивших государственное задание, должно повысить конкурентоспособность медицинских услуг в Ставропольском крае.

В целом по Ставропольскому краю объемы по профилактическим посещениям имеют устойчивую тенденцию к перевыполнению, в том числе и за счет неправильного выставления оказанной медицинской помощи (примеры представлены на слайдах). Фактический показатель составил 53,2%.

Обращения по заболеваниям выполнены по итогам первого полугодия 2016 года недостаточно, на 39,9%, неотложная помощь выполнена всего на 36,5% от запланированных годовых объемов.

Выполнение плановых объемных показателей по группам медицинских организаций представлено в таблице:

Группы медицинских организаций

% выполнения посещений с профилактической целью

% выполнения неотложной медицинской помощи

% выполнения по обращениям в связи с заболеванием

Городские медицинские организации

43,2

43,7

44,2

Сельские медицинские организации (районные больницы)

62,8

31,7

38,4

Медицинские организации частной и иной формы собственности

45,8

13,3

34,5

Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти

50,6

11,2

49,3

Стоматологические поликлиники

43,3


35,5

Краевые медицинские организации

58,5

61,0

23,1

Всего по краю

53,2

36,5

39,9

В таблице отражены показатели выполнения объемов медицинской помощи по АПП медицинскими организациями различной формы собственности.

По профилактическим посещениям, которые в целом по краю имеют многолетнюю тенденцию к перевыполнению, лидируют ЦРБ, затем следуют краевые МО и на третьем месте находятся МО, подведомственные федеральным органам исполнительной власти. Городскими лечебными учреждениями, как и учреждениями частной формы собственности, в том числе стоматологическими поликлиниками плановые показатели I полугодия не довыполнены.

По обращениям в связи с заболеваниями отмечается невыполнение плановых показателей у всех видов МО, наименьшие показатели отмечаются у краевых и частных лечебных учреждений.

На протяжении нескольких лет край не выполняет норматив по оказанию неотложной помощи. Минимальные значения фактически исполненных за I полугодие 2016 года объемов по неотложной помощи имеются у медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и частной формы собственности. Наилучшие показатели зарегистрированы у краевых лечебных учреждений, годовой план неотложных посещений исполнен указанными МО на 61%.

Медицинские организации, перевыполняющие и недовыполняющие плановые показатели по профилактическим посещениям, неотложной помощи, обращениям в связи с заболеваниями представлены на слайдах. В большинстве медицинских организаций Ставропольского края имеются системные дефекты выставления выполненных профилактических посещений. Примеры приведены на слайдах 10-13, это – разрыв обращений на разовые посещения, профилактические посещения, выставленные внутри обращения, которые по сути относятся к обращению, отсутствие формирования обращения из диспансерных посещений в течение месяца, регламентированных статьей 17 Тарифного Соглашения и другие нарушения.

Стационарзамещающую помощь в Ставропольском крае осуществляют 91 МО, из них 15 относятся к частной форме собственности, 76 к государственным учреждениям, 3 из которых подведомственны федеральным органам исполнительной власти. Из представленной таблицы следует, что существенно перевыполняют плановые показатели I полугодия 2016 года частные медицинские учреждения, практически в соответствии с планом работают краевые МО, что в свою очередь отражает и качество планирования, а существенно недовыполняют план федеральные клиники.

Медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара оказывается в 72 МО Ставропольского края. Как и в предыдущие годы за I полугодие 2016 года объемы оказанной стационарной помощи перевыполнены практически во всех медицинских организациях различной формы собственности, за исключением частных МО (факт исполнения годовых объемов у данной группы МО составил 47,5%). Лидерами по перевыполнению объемов круглосуточного стационара являются ЦРБ и федеральные лечебные учреждения. Наиболее рационально запланировали и исполнили объемы медицинской помощи краевые медицинские организации (50,1%).

Наиболее значимое перевыполнение объемов круглосуточного стационара (более 110%) отмечается по следующим КСГ:

«VS 1635.18.00.35.001 Реконструктивно-пластические операции на органах мочеполовой системы, включая кишечную пластику мочевых путей» - 200%;

«VS 1612.08.00.12.010 Хирургические вмешательства при врожденной или приобретенной гидроцефалии окклюзионного или сообщающегося характера» - 116,67% (обе КСГ относятся к высокотехнологичной медицинской помощи);

«ХS 16032 Лекарственная терапия при других злокачественных новообразованиях лимфоидной и кроветворной тканей, дети» - 160%;

«TS 16015 Нарушения с вовлечением иммунного механизма» - 137,5%;

«TS 16060 Сепсис, дети» - 130%;

«TS 16030 Врожденные аномалии сердечно- сосудистой системы, дети» - 120,17%;

«TS 16030 Интерстициальные болезни легких, врожденные аномалии развития легких, бронхо-легочная дисплазия, дети» - 117,07%.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что медицинские организации в недостаточном объеме запланировали перечисленные КСГ, в наибольшей степени у детского населения. Рост сепсиса у детей должен вызвать обеспокоенность главных специалистов и требует дальнейшего анализа по итогам 9 месяцев и года.

Необходимо также отметить, что имеется ряд КСГ, объемы которых по итогам 6 месяцев 2016 года выполнены менее чем на 15% от годового плана. К ним относятся:

«CS 16175 Ревматические болезни сердца (уровень 2)», % исполнения составил 3,6;

«НS 16180 Операции на сердце и коронарных сосудах (уровень 1), процент исполнения – 9,68;

«CS 16197 Другие болезни сердца (уровень 2)», процент исполнения- 9,73;

«ТS 16289 Другие болезни эндокринной системы, взрослые (уровень 2), процент исполнения – 10,4;

«НS 16037 Операции на мужских половых органах, дети (уровень 4)», процент исполнения 10,53;

«НS 16044 Детская хирургия, уровень 1», процент исполнения – 10,64;

«НS 16049 Операции по поводу грыж, дети (уровень 2)», процент исполнения – 10,92;

«CS 16083 Неврологические заболевания, лечение с применением ботулотоксина», процент исполнения – 11,1;

«ТS 16289 Нарушения всасывания, дети», процент исполнения 12,5;

«CS 16072 Эндокардит, миокардит, перикардит, кардиомиопатии (уровень 2), процент исполнения 12,5.

Факт неисполнения плановых показателей связан с несколькими причинами: 1) отсутствием возможностей выполнения ряда услуг, относящихся к достаточно дорогостоящим указанным комбинированным КСГ, например, при болезнях сердца - невозможности выполнения компьютерной томографии органов грудной полости, коронарографии, биопсии миокарда, электрокардиостимуляции чреспищеводной и других услуг, 2) значительным превышением запланированных объемов по сравнению с фактическом исполнением тех же КСГ в предыдущий год.

Лечение с применением ботулотоксина требует наличия квалифицированных кадров, закупки дорогостоящего ботулотоксина. Оперативные вмешательства 2-4 уровня также возможны при наличии оборудованных на современном уровне операционных, наличии специалистов узкого профиля.

Таким образом, неисполнение плановых показателей по указанным КСГ в ряде учреждений было прогнозируемо, но до сих пор не во всех МО проведена соответствующая корректировка неправильно запланированных объемов. Выполнение перечисленных КСГ будет подлежать дальнейшему анализу в течение 2016 года.

Как ранее уже было представлено, объемы выполнения скорой медицинской помощи в целом по краю имеют тенденцию к перевыполнению. На слайде перечислены медицинские организации, выполнившие годовые объемы по вызовам свыше 55%.

Проанализировано выполнение тромболитической терапии на догоспитальном этапе в связи с приоритетностью данного направления в оказании медицинской помощи сердечно-сосудистым больным, а также достаточно высокой стоимостью указанных вызовов. Результаты фактического исполнения плановых показателей представлены на слайде, в то же время необходимо отметить, что отдельные медицинские организации по итогам 6 месяцев не приступали к выполнению плана, например, ГБУЗ СК «Александровская ЦРБ», ГБУЗ СК «Андроповская ЦРБ», ГБУЗ СК «Благодарненская РБ», ГБУЗ СК «Нефтекумская РБ», ГБУЗ СК «Ипатовская РБ», ГБУЗ СК «Курская РБ», ГБУЗ СК «Петровская РБ», ГБУЗ СК «Советская РБ», ГБУЗ СК «Предгорная РБ», ГБУЗ СК «Труновская ЦРБ», ГБУЗ СК ССМП г. Пятигорск.

Из изложенной информации по выполнению объемов медицинской помощи за I полугодие 2016 года следует, что несмотря на неоднократное обсуждение вопроса важности правильного планирования, позволяющего избежать экономических потерь, далеко не во всех медицинских организациях процесс планирования отработан надлежащим образом, в том числе и в тех лечебных учреждениях, которые имеют кредиторскую задолженность.

Вопросы планирования медицинской помощи на 2017 год.

В настоящее время уже начата активная работа по планированию объемов медицинской помощи на 2017 год. Для координирования процесса планирования утвержден график мероприятий по разработке ТП ОМС СК на 2017 год.

Комиссией по разработке ТПОМС СК № 8 от 31.08.2016 утвержден состав рабочих групп:

по согласованию объемов медицинской помощи по ОМС, предоставляемой в 2017 году медицинскими организациями края лицам, застрахованным на территории Ставропольского края и лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации;

по разработке и формированию территориальной программы ОМС на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края на 2017 год.

В основу планирования территориальной программы на 2017-2019гг. приняты показатели из проекта Базовой программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Правительства Российской Федерации. Базовая программа включает нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Исходя из территориальных нормативов, которые по значениям будут максимально приближены к федеральным, и численности застрахованных лиц на территории Ставропольского края определяются объемы медицинской помощи на 2017 год и общая стоимость финансового обеспечения Территориальной программы ОМС.

В таблице представлены федеральные нормативы объемов медицинской помощи:

Медицинская помощь в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам:


Федеральный норматив объема медицинской помощи на 1 застрахованного

2016

2017

2018

2019

скорая медицинская помощь

вызов

0,30

0,30

0,30

0,30

в амбулаторных условиях

посещение с профилактической и иными целями

2,35

2,35

2,35

2,35

посещения по неотложной медицинской помощи

0,56

0,56

0,56

0,56

обращение

1,98

1,98

1,98

1,98

в стационарных условиях, в том числе

случай госпитализации

0,17214

0,17214

0,17214

0,17214

медицинская реабилитация в стационарных условиях

койко-день

0,039

0,039

0,039

0,039

высокотехнологичная медицинская помощь

случай госпитализации

0,0047

0,006

0,006

0,006

в дневных стационарах

случай госпитализации

0,06

0,06

0,06

0,06

Несмотря на то, что планирование объемных показателей на 2017 год проводится в соответствии с федеральными нормативами, сбалансированность финансового обеспечения всех МО зависит от качественного планирования объемов за счет всех имеющихся средств (при уменьшении объемов, будут выделены финансовые средства в прежнем объеме).

Планирование финансового обеспечения осуществляется по тарифам, рассчитанным согласно Методическим рекомендациям ФОМС по способам оплаты медицинской помощи из средств ОМС.

Данные Методические рекомендации утверждаются ежегодно.

На 2017 год ФОМС еще их не предоставил, поэтому проекты расчетов планового финансового обеспечения МО будут проводиться по тарифам 2016 года.

ТФОМС СК направляет в МО проекты объемных показателей по каждому виду медицинской помощи. Во избежание ошибок, допущенных при планировании объемов медицинской помощи на 2015, 2016 годы, целесообразно усилить контроль со стороны медицинских организаций за процессом планирования. Напоминаю, что все объемы медицинской помощи должны быть согласованы с медицинскими работниками: начиная от заведующих отделениями, которые оценивают возможность выполнения медицинской помощи (то есть технического оснащения подразделения, кадрового состава отделений в соответствии с имеющимися лицензиями, учитывают особенности заболеваемости, в том числе, основываясь на статистических данных последних лет) и заканчивая согласованием с заместителями главного врача по медицинской части, экономической части и непосредственно руководителем МО.

Также необходимо обязательно запланировать прерванные случаи оказания стационарной помощи, по СМП запланировать структуру вызовов исходя из фактического состава медицинского персонала (врачебного и фельдшерского).

В части АПП обращаю Ваше внимание на то, что по неотложной помощи объем оказания медицинской помощи запланирован по федеральным нормативам, который более чем в два раза выше фактического исполнения за I полугодие 2016 года. Поэтому необходимо приложить все усилия по повышению доступности амбулаторной помощи, особенно неотложной.

Именно от качественного планирования оказания медицинской помощи на будущий год зависит насколько сбалансированным будет план в части финансового обеспечения 2017 года.

Балансировка финансового обеспечения детализированных проектов объемных показателей. Проводя расчеты планового финансового обеспечения детализированных проектов объемных показателей для каждой медицинской организации, необходимо просчитать реальные суммы доходов средств ОМС и только потом планировать сметы расходов на будущий год.

Только так можно достичь сбалансированного финансового обеспечения лечебного процесса и не допустить кредиторской задолженности, не говоря о просроченной кредиторской задолженности.

Утверждение проектов плановых объемов и финансового обеспечения на 2017 год планируется до 01 декабря 2016 года.

Тем медицинским организациям, у которых по состоянию на 01.01.2017 будет выявлена кредиторская задолженность, необходимо учесть ее погашение при планировании финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год, разработать и представить в МЗ СК и ТФОМС СК план мероприятий по ее погашению.

Согласование планов финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПФХД) медицинскими организациями на 2017 год. После утверждения проектов плановых объемов и финансового обеспечения на 2017 год медицинским организациям необходимо направить на согласование в МЗ СК и ТФОМС СК проекты ПФХД на 2017 год. ПФХД должны быть представлены по соответствующим формам и при их составлении МО должны учесть ликвидацию сумм кредиторской задолженности предыдущих периодов.

ТФОМС СК оставляет за собой контроль за исполнением ПФХД посредством квартальных отчетов по формам 14-(ф), 14-(мед), форме отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования (в соответствии с приложением № 1 к приказу ФОМС от 26.03.2013 № 65), ежемесячного отчета по форме «оперативная информация».

Для МО, имеющих кредиторскую задолженность в размере более 20% от суммы годового финансового обеспечения, отчет по форме «оперативная информация» необходимо предоставлять подекадно.

ТФОМС СК планирует на 2017 год провести модернизацию программного продукта «МАПОМС» в части блока информации по планированию финансово-хозяйственной деятельности и его исполнению.

Проводя анализ финансового состояния медицинских организаций за полугодие и 8 месяцев 2016 года, ТФОМС СК пришел к выводу, что проблема образования и увеличения сумм кредиторской задолженности возникает у тех МО, которые намеренно планируют на год несоответствующие доходы в части средств ОМС. Не повышая уровень оказания услуг в части АПП, не выполняя обучение врачей и сотрудников организационно-методических кабинетов в части правильного применения тарифов (профилактические посещения и обращения), не организовав оказание неотложной помощи в требуемом населению объеме, невозможно заработать планируемые средства.

Пациенты медицинских организаций должны получать медицинскую помощь в полном объеме равномерно в течение всего года, что невозможно обеспечить, допуская нарушение исполнительской дисциплины ПФХД. Вышеуказанные нарушения при планировании, нарушения исполнительской дисциплины ПФХД, приводят к разбалансировке деятельности всей МО в целом, в том числе к формированию кредиторской задолженности.

Так, по итогам 6 месяцев 2016 года имеется значительный прирост кредиторской задолженности в отдельных медицинских организациях, к ним относятся ГБУЗ СК «Нефтекумская РБ» (прирост кредиторской задолженности составил 22 642,3 тыс. рублей), ГБУЗ СК «Александровская ЦРБ» (прирост составил 9 018,7 тыс. руб.), ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» (с приростом задолженности в 56 803,4 тыс. рублей).

Ответственность. Как уже было сказано, ответственность за рациональное планирование объемов медицинской помощи несет медицинская организация. Учитывая, последствия дефектов планирования в виде разбалансировки финансовой устойчивости, хочу напомнить о возможности наступления ответственности (от дисциплинарной до уголовной) за превышение должностных полномочий в виде принятия денежных обязательств сверх объемов доведенного государственного задания, в связи с чем прошу всех руководителей в очень непростое в финансовом плане время, максимально ответственно подойти к процессу планирования и утверждения объемов медицинской помощи на 2017 год.


Презентация
Короткая ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~M224q
версия для печати