Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

Профессиональное врачебное издание «Медицинская газета» 08.06.2022 № 22 «Доступно, просто и важно: Информатизация помогает сделать профилактику более эффективной»

Профессиональное врачебное издание «Медицинская газета» 08.06.2022 № 22 «Доступно, просто и важно: Информатизация помогает сделать профилактику более эффективной»
15.06.2022

Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» прошёл в Москве в Гостином дворе. Основная его тема – «Сохранение и укрепление здоровья населения – стратегическая задача обеспечения устойчивого развития и стабильности России». В её обсуждении принимали участие основные ведомства и крупнейшие компании отрасли, представители научных медицинских кругов, практические врачи. Одним из традиционных заседаний, которое проходит в рамках этого крупного мероприятия, не первый год является «круглый стол», посвященный роли профилактики в системе ОМС. В этом году его тема была: «Новые подходы к информированию и сопровождению застрахованных лиц при проведении профилактических мероприятий в рамках программ ОМС». Организатором его выступил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В эпоху перемен не забыть о профилактике

Вела заседание заместитель председателя фонда ОМС Светлана Кравчук. Во время своего выступления она подчеркнула, что руководство фонда считает профилактику заболеваний очень важным направлением в развитии отечественного здравоохранения.

О том, как на практике, этот тезис уже реализуется рассказал начальник Управления цифровой трансформации системы обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Николай Гонтаренко. Он говорил о новых подходах к информационному сопровождению застрахованных лиц при проведении профилактических мероприятий в рамках ОМС. Прежде всего это точное и адекватное информирование пациентов. Для этого создаётся единое информационное поле сведений о застрахованных лицах. Без последнего невозможно оценивать эффективность работы института страховых представителей в рамках расширенного информационного сопровождения застрахованных лиц. Совершенно на другой уровень такой работы выводит разработка централизованной системы проактивного адресного информационного сопровождения («Цифровой помощник застрахованных лиц»), ориентированная на заботу о здоровье. Здесь же и информационное сопровождение по событийному, а не заявительному принципу. Оно опирается на данные Государственной информационной системы ОМС (ГИС ОМС), современные информационные технологии и каналы цифровых коммуникаций: голосовые помощники мобильных устройств, чат-боты, «умные» устройства, портал Госуслуг. Анализ востребованности каналов и способов информационного сопровождения застрахованных лиц будет неточным, если заранее не определена единая база плановых показателей. При этом создание оперативного инструмента для страховых представителей «Цифровой помощник» позволит радикально снизить нагрузку последних, повысить оперативность информационного сопровождения. Как считает Н.Гонтаренко, такая работа не даст ожидаемой отдачи, если не заниматься планированием. Это подразумевает серьёзную проработку базы данных плановых показателей оказания медицинской помощи застрахованных лиц. Следующий шаг – создание единой базы информационного сопровождения застрахованных лиц по ОМС для прохождения углублённой диспансеризации взрослого и детского населения, наблюдения, реестров сведений по застрахованным с информацией о заболеваемости, вакцинировании из ЕГИСЗ. Для более точного информирования о профилактических мероприятиях, нужно своевременно получать данные из лечебных учреждений (планы проведения профилактических мероприятий, сведения о постановке на Д-учёт). Далее, отслеживать выполнение автоматических правил заложенных в ГИС ОМС: учёт прошедших профилактических мероприятий, включение в базу плановых показателей по условиям (заболевания), показатели программ проведения профилактических мероприятий, актуализация планов по сведениям об оказанной медицинской помощи и статусов застрахованных лиц (ЕРЗ). И безусловно, нужен объективный анализ эффективности каналов и способов информационного сопровождения, застрахованных лиц.

По мнению представителя ФОМС, цифровой помощник застрахованных лиц должен быть доступен в формах: интеллектуального помощника в личном кабинете застрахованного лица на ЕГПУ, голосового помощника, работающего как на устройствах с использованием искусственного интеллекта, так и в специализированном мобильном приложении.

Вести работу на высоком уровне позволяет и цифровой помощник страхового представителя, который предоставляет данные по застрахованным лицам, подлежащим информированию. Также даёт понять, какой канал доведения информации до застрахованного лица лучше использовать. При этом, единая персонифицированная база позволит оперативно проводить анализ эффективности каналов и способов информационного сопровождения застрахованных лиц, формирование сводных отчётов по качеству сервисов, осуществлять мониторинг показателей проведения профилактических мероприятий, контролировать выполнение целевых программ профилактических мероприятий. Компьютеризация даёт возможность быстро и чётко вести базы плановых показателей оказания медицинской помощи застрахованным лицам, формировать группы для информационного со¬провождения, в том числе автоматического по различным каналам.

Этапы информационного сопровождения

Заместитель начальника Управления организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Наталья Клименко акцентировала внимание собравшихся на информационных ресурсах сферы ОМС, как инструмента персонифицированного подхода при сопровождении пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. В 2019 – 2020 гг. вводился третий уровень страховых представителей (мотивирование застрахованных лиц к выполнению рекомендаций врача по результатам диспансеризации, повышение приверженности к лечению, оказание правовой помощи застрахованным лицам). Они должны оказывать содействие при организации плановой помощи для застрахованных лиц из групп риска, онкологических, сердечнососудистых, диабета и заболеваний органов дыхания. В этом им помогают сервисы информирования о проведении диспансеризации и рекомендованной застрахованным профилактической медицинской помощи. Представлены и этапы информационного сопровождения застрахованных лиц, в том числе и на индивидуальное информирование.

Первое, на основании реестра формирует списки застрахованных лиц, подлежащих диспансерному наблюдению по профилю заболевания, возрасту, риску возможных осложнений в разрезе страховая компания - лечебное учреждение (ежегодно, актуализация – ежемесячно). Второе, они передаются в клиники для формирования графика прохождения диспансерного наблюдения (ежегодно, актуализация – ежемесячно). После этого сформированный график прохождения диспансерного наблюдения передаётся в ТФОМС и СМО для формирования СМО графика информирования застрахованных лиц (ежегодно, актуализация – ежемесячно). Четвёртое – информирование застрахованных лиц о необходимости прохождения диспансерного наблюдения происходит за месяц до даты, установленной в графике его прохождения. Открывается запись застрахованных лиц для прохождения диспансерного наблюдения в регистратуре, в том числе и электронной, через Единый портал государственных услуг не позднее 10 календарных дней до даты проведения диспансерного наблюдения. Шестое, осуществляется мониторинг прохождения (непрохождения) застрахованным лицом диспансерного наблюдения (ежедекадно, на основе сведений, предоставляемых медицинскими организациями или при посещении страховым представителем лечебного учреждения). Седьмое, предоставляет ТФОМС и СМО сведения по статусу прохождения застрахованными лицами диспансерного наблюдения и результатах (направление на госпитализацию, дополнительное обследование, в том числе и в федеральные клиники в течение 3. рабочих дней после проведения диспансерного наблюдения). Восьмое, страховой представитель выясняет причины непрохождения диспансерного наблюдения (путём проведения опроса – ежедекадно). Или осуществляет мониторинг результатов диспансерного наблюдения: наличие направления на госпитализацию, назначение дополнительного обследования (ежедекадно). После этого информирует СМО о фактах оказания скорой медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, в том числе экстренной и плановой в рамках территориальной программы ОМС (ежедневно). На основании принятых к оплате счетов информирует ТФОМС о фактах госпитализации в федеральные клиники (ежемесячно, ВМП – ежедневно).

Новые подходы. Приоритеты

Продолжается формирование новых подходов информирования застрахованных лиц в получении медицинской помощи по ОМС для раннего (своевременного выявления заболеваний, патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития).

Директор территориального фонда ОМС Иркутской области Евгений Градобоев продемонстрировал, как осуществляется оценка и управление эффективностью работы первичного звена здравоохранения. Как считает министр здравоохранения Калининградской области Александр Кравченко, только информационные технологии и современные организационные решения могут сделать профилактику более эффективной. А генеральный директор ООО «Капитал медицинское страхование» Надежда Гришина представила позицию своей страховой компании на углублённую диспансеризацию: методы, практику и решения.

Такую диспансеризацию в первоочередном порядке проходят граждане, перенёсшие COVID-19, при наличии двух и более хронических неинфекционных заболеваний. Вторая группа: перенёсшие COVID-19, не имеющие или имеющие одно хроническое неинфекционное заболевание. Наконец, граждане, переболевшие COVID-19, не ранее 60 календарных дней после болезни. Эти приоритеты, с некоторыми оговорками, выполняются. Первая группа является особым приоритетом. В 2021 г. углублённой диспансеризации подлежали 9,4 млн человек, прошли – 1 млн, более 60% из них рекомендовано дальнейшее диспансерное наблюдение.

Причины низкой эффективности этих профилактических мероприятий, по мнению эксперта, приостановка в субъектах РФ проведения профилактических мероприятий, включая углублённую диспансеризацию, при росте заболеваемости COVID-19. Кроме того, у граждан бытует мнение, что существует высокий риск повторного заражения COVID-19 при посещении медицинской организации и неудовлетворённость качеством организации её в поликлиниках и врачебных амбулаториях. В I квартале 2022 г. СМО в списки на углублённую диспансеризацию через ГИС ОМС было включено 9,1 млн человек, прошли – 326 тыс., то есть около 3,6%.

В этом году есть особенность и у углублённой диспансеризации. Впервые организация её проведения стала осуществляться путём взаимодействия участников через ГИС ОМС. Исполнительный директор по организации обязательного медицинского страхования, маркетингу и развитию страховой компании «СОГАЗ-Мед» Людмила Зудина остановилась на особенностях индивидуального информирования застрахованных. Она показала актуальные практики в регионах и обозначила проблемы реализации проектов по информированию застрахованных. «Круглый стол» ещё раз показал, что система ОМС нацелена не только на оплату предоставленной медицинской помощи, но и выделяет средства на диспансеризацию, осмотры и акции. Профилактика является одним из важных приоритетов.

Фото: Александра ИЗОТОВА

Алексей ПИМШИН

Короткая ссылка на новость: https://tfomssk.ru/~UcEYc
версия для печати